Наталья Гузеева: "Моего Капитошку предсказала гадалка"

23 Декабря 2010, 09:05

"Мама" Капитошки и Петрика Пяточкина — о том, что придумала своих героев в самые тяжелые времена жизни, как борется за права капельки в судах, и о жизни в Мюнхене.

Наталья и любимые персонажи. Сценарий «Капитошки» спускала на веревочке с пятого этажа роддома
Наталья и любимые персонажи. Сценарий «Капитошки» спускала на веревочке с пятого этажа роддома

— Наталья, скажите, были ли у ваших персонажей — Капитошки и Пети Пяточкина – прототипы?

— У них не было прототипов. Они просто влетели мне в голову, запрыгали, заговорили. У них уже были имена, я их мучительно не искала. Мне оставалось быстро все записать, не пропустив ни реплики. Я тут не при чем. Почему Капитошка? От капельки, ладно. Но почему Петя Пяточкин? Я этого мальчугана сразу увидела: "Рыжеволосый, курносый, глазастый, горластый. Егоза и непоседа!" Я сразу знала его имя!

— А что больше всего запомнилось в работе над мультфильмами?

— Запомнилось, что я написала 8 вариантов сценария "Капитошки". Боря Храневич (режиссер мультфильма, — Авт.) не оставлял меня в покое: "Есть ли у Волчонка брюки? Живет он в домике или просто в лесу? Что он ест?" Запомнилось, что Капитошку всегда писала в тяжелые моменты жизни. Первую серию — когда разводилась с первым мужем, вторую — когда умирала мама, я в это время была беременна. Оканчивала писать в роддоме, готовый сценарий скрутила в трубочку и спустила на нитке с пятого этажа. Капитошка был для меня той каплей радости, которая помогала выжить. Эти фильмы создавались в рамках рутинного плана и на фоне других картин ничем не выделялись. А вот то, что "Капитошке" в этом году — 30 лет, а "Пяточкину" — 25, и на них выросло не одно поколение детей, действительно забавно!

— На что потратили гонорар от первого мультфильма о Капитошке?

— Первый гонорар потратила на пишущую машинку и словари, я не собираю книги, только словари и справочную литературу.

— Где прошло ваше детство?

— Родилась я в Киеве, но раннее детство прошло в прибалтийском городе Лиепая и в Ташкенте, где родители служили актерами в театре. Я росла закулисным ребенком. Когда пришло время идти в школу, мы вернулись в Киев, в крошечную комнату бабушки (она жила со своей мамой). 5 человек в 18-метровой комнате в коммуналке. Было тесно, но безумно весело. Мама стала работать чтицей в "Укрконцерте" и много ездила на гастроли, месяцами ее не было дома. Она читала стихи, прозу, — собирала полные залы. А папа стал первым диктором Украинского телевидения.

— То есть папа — историческая личность!

— Да, папа — это история телевидения. Дикторов тогда было только трое — Остапенко, Даниленко и папа, Гузеев. Он вел практически все передачи — политические, спортивные, новости, Голубой Огонек, всевозможные ток¬-шоу. Папа был настолько известен, что с ним нельзя было пройти по городу, его все узнавали. Под окном собирались молодые соседки с плакатами "Толя, мы тебя любим!", что злило бабушку и веселило маму.

— Пока мама ездила на гастроли, вы были на руках у отца?

— Да, мы ходили в театры, катались на лыжах. Единственная проблема, он не умел мне заплетать косы. Однажды накрутил мне волосы на бигуди и отправил в школу, но его вызвала учительница. В отчаянье он постриг меня налысо... Книг было немного, и папа мне рассказывал сказки. Вернее, это был сериал про Абрека, так звали главного героя. Абрек звучало для меня очень сказочно, как абракадабра. Абрек пил молоко, чтобы выздороветь, не боялся вырывать гланды, хорошо кушал и крепко спал. Вырывал из груди сердце, чтобы спасти народ. Когда я выросла и стала много читать, я узнала в Абреке и Горьковского Данко, и Илью Муромца, и Иванушку-¬Дурачка. Папа занимался плагиатом! Но я так ему за это благодарна! Телевизора у нас не было, папа слушал радио, я вместе с ним. Политические события в мире не оставляли меня равнодушной. Лаос. Там война (гражданская), принцы (Лаосские) в опасности. И я написала им письмо, предлагая политическое убежище в своей комнате. Понимая, что будет тесно, я написала письмо мэру города с просьбой предоставить нам жилье побольше... Жаль, письма остались без ответов.

— А хулиганили ли вы в детстве?

— Скорее шалила. Но меня любили хулиганы. В одной из 6 школ, я их меняла из-за бесконечных переездов, в 7 классе половина одноклассников была на учете в милиции, некоторые уже побывали в колонии. Меня они выбрали председателем совета отряда. Когда меня наградили поездкой в Украинский "Артек", лагерь "Молодая Гвардия", я нарыдала себе температуру и мама меня оставила дома. Поехать – для меня означало предательство своей "братвы", которые между тем собирались ограбить мою квартиру и мы с бабушкой сидели под присмотром милиции. Но в сентябре меня все-таки "сослали" уже в международный "Артек"...

— Есть ли у вас семейные легенды?

— Есть легенда, связанная с моим рождением. Беременной маме гадалка сказала, что у нее родится "девочка дождя". Естественно, мама ничего не поняла. Но когда я родилась, начался ливень. Было лето, окна открыты. Ветер забросил дождевые капли в комнату, и они брызнули мне на лицо. И так вышло, что вкус дождя был первым в моей жизни! Может поэтому я больше всего люблю дождливую погоду. И может поэтому, появилась сказка о капельке Капитошке. У нас были реликвии — от руки написанная книга дедушки, отца моего папы. И треугольник с фронта, в котором сообщалась, что дедушка мамы пал смертью храбрых. А еще есть маленькие предания. Одно о маме — студенткой она сыграла Коробочку, старуху по-сути, и стала знаменитой. О папе — как он одолжил другу пиджак на вступительный экзамен в театральное училище, и тот в благодарность взял его с собой. Неподготовленный к экзаменам папа тоже решил попробовать свои силы и поступил. Он так растерялся, что пошел поступать во все театральные учреждения Киева и везде был принят.

— Вы с детства общались со знаменитостями?

— Когда мы улучшили жилищные условия и стали жить около Печерского моста в большой квартире, вот тогда у нас стали бывать знаменитости. Их в основном приводила общительная мама, она выступала с Майей Плисецкой, была знакома с Окуджавой, Гамзатовым. В доме у нас бывал Юрский, Александр и Леонид Каневские. Приходили ученики родителей (они одно время преподавали в эстрадно-цирковом училище) — Миша Лич и Илья Ноябрев.

— У вас есть братья-сестры?

— Братьев-сестер нет, есть дяди-тети, и предполагаю, очень много родственников, ведь у дедушки было 13 детей!

— Мама актриса, папа диктор. Почему вы выбрали факультет кибернетики, отделение структурной лингвистики?

— Расскажу одну историю. Однажды в Италии я познакомилась с оперным певцом из России. В детстве он проявлял способности к математике, но хотел петь. Чтобы ему достичь уровня оперного певца, ему пришлось учиться в России больше 10 лет и доучиваться в Италии. Там с ним в доме жил сосед итальянец, он родился уже с певческими данными, ему пророчили славу Паваротти. Но итальянец мечтал быть бухгалтером! И стал им в результате тяжелой многолетней учебы. Певец из России любит в свободное время разгадывать математические шарады, а итальянский бухгалтер в свободное время поет в местном хоре. Вот так и я, как итальянский бухгалтер. Всю школьную юность я читала стихи на сцене, побеждала в конкурсах, воруя мамин репертуар.

Сколько себя помню – писала сказки, рассказы, стихи. Для меня это было так естественно, что я не понимала, что это может стать профессией. Когда родители узнали, они пожали плечами – замечательно, но что с этим делать?! Нужно иметь серьезную профессию, а в свободное время можно пописывать. Они меня ограждали от искусства. Они-то хорошо знали, какой это тяжелый кусок хлеба, что в этой области все субъективно, одного таланта мало, что успех часто зависит от случая. Поэтому, они прививали мне "правильные" навыки. Спорт: плаванье, фигурное катание, гимнастика в школе Альбины Дерюгиной, верховая езда. Кружок кройки и шитья, английский язык. И чтоб я перестала витать в облаках, меня выдумщицу, отправили в математическую школу (сейчас это Киево-Печерский лицей №171) в 8-Б класс. У нас были потрясающие учителя, потрясающий класс! Русскую литературу вел у нас директор школы. Я никак у него не могла получить по сочинению пятерку. Он меня упрекал "Наташа, как ты пишешь?! Так не бывает! Ты выдумываешь!" Наверное, это тоже сыграло свою роль, что я не пошла, например, на журналистику.

— Но сочинять продолжали?

— Конечно, свою засекреченную литературную деятельность не прекращала. Но окончив школу, надо было поступать, и я выбрала структурную лингвистику при факультете кибернетики. Во-¬первых, меня подружка подговорила. Во¬-вторых, я надеялась, что там выучу язык животных. В-третьих, я столько времени потратила, учась в матклассе! И еще я надеялась, что там будет много гуманитарных предметов, ведь все¬-таки "лингвистика"! После защиты диплома мне предложили писать диссертацию, но я отказалась — в это время я откопала заказ на пьесу в стихах для милиции о правилах дорожного движения, главные персонажи Петрушка и Незнайка. И этот опус решил мою судьбу. Я поняла, что я — графоман и выдумщица и ничего с этим не поделаешь!

— И как решили реализовывать талант?

— Я направилась в газеты. Потом возникли рекламы на радио. Потом газета "На экранах Украины". Собирая материал для очерка о мультипликационной студии, я принесла папку со своими сказками, показала их Свете Куценко, главному редактору. Она выбрала самую маленькую и положила в стопку заявок. Там ее и увидел Борис Храневич и решил по ней снимать фильм. Это была сказка "Капитошка".

— Сразу в яблочко! А какими были первые придуманные вами сказки и первые их герои?

— Первые герои? Абрек, конечно, какое-то время я про него сочиняла. Потом – щегол Прошка, когда он умер, я ему сочиняла эпитафии. Про Лаосских принцев писала, об их приключениях у меня в квартире.

— Знакомы ли вы с Богданом Бенюком, который Волчонка озвучивал, с Давидом Черкасским или Владимиром Быстряковым?

— С Богданом Бенюком была знакома, замечательный актер! Но он всегда куда-то торопился. У Давида Черкасского, да и у Володи Быстрякова бывала дома на каких­то вечеринках. И по работе встречались, и на фестивалях, и просто так. Но эти люди – кометы! Фейерверк! Взрыв! Бах – и искры полетели! Опалили радостью и умчались! Люди искусства общаются по принципу броуновского движения. Столкнулись, сделали проект, оттолкнулись и столкнулись с другими людьми для следующего проекта. И так все время. Вроде бы рядом, но ненадолго. Очень важно иметь семью, друзей, подруг, спутников жизни "вне проекта". Они дают стабильность существования.

— Кстати о спутниках... Вы своего нашли не на "Киевнаучфильме", где "Капитошку" делали? Там работал режиссер Игорь Гузеев...

— С Игорем Гузеевым мы работали на "Киевнаучфильме", когда уже были в разводе (он взял фамилию Натальи, — Авт.). С моим нынешним мужем Михаилом мы вместе уже 22 года. Хотя бывает, что порой утром я просыпаюсь и спрашиваю себя: я что, еще замужем? Мужа рядом нет, он часто в командировках, и я жду его, как Волчонок Ворчонок Капитошку. Иногда думаю, что если браки заключаются на небесах, то во время регистрации было солнечное затмение или космические бури. У мужа неусидчивый характер, слишком для меня креативный и загадочно позитивный. Муж занимается логистикой и живет на сумасшедших скоростях. Он — мотор семьи, который иногда барахлит. Я же, усидчивая, трезвомыслящая, просто настоящая педаль тормоза. Но тормоза ведь тоже нужны, чтобы не заносило?

— Вы живете в Мюнхене. Почему уехали?

— Знаю, что к уехавшим из страны людям часто относятся негативно и забывают, что история человечества — это история эмиграции. Иисус Христос тоже был "эмигрантом". То его, маленького, родители вывезли в Египет. То он из Галилеи переехал в Иудею... Я уехала не по политическим или экономическим соображениям. Скорее, по личным. Все рухнуло — закрылись издательства, остановилось производство фильмов, а главное — не понятны были перспективы, куда движется страна. Умерли мамы, у отцов образовались новые семьи. Хотелось куда-то бежать. И когда в 1995 году у мужа появилась возможность работы в Германии, мы решились.

— Ваши дети читали ваши сказки?

— Моей дочери Елене 22 года, она учится в Вене в экономическом университете. Дочка видела мои фильмы, читала книги. Гордится мной, но все равно я для нее ископаемое, любимое, дорогое и непонятное. Она тоже пишет книги, но на немецком, снимает короткометражные фильмы, сама снимается. Благодаря ей я узнаю современный мир молодежи.

— Бываете ли в Киеве?

— В Киеве бываю редко. Иногда мне кажется, что я из Киева не уехала, просто мое тело переместилось в пространстве, а душа — там. Перезваниваюсь с друзьями, читаю новости в интернете, слежу за творчеством моих старых друзей. Ведь известная певица Настя Каменских была нашей соседкой по лестничной клетке, моя дочка Лена и Настя были "неразлейвода". Храню фотографии, как девочки купались в одной ванной, отдыхали на море, демонстрировали модели одежды в театре моды. Такие смешные, трогательные, маленькие, беззубые! В последней книге "Жила-была девочка Леночка", которая вот-¬вот выйдет, как раз сказки о них из того периода жизни.


С дочкой и Настей Каменских. Девочки-соседки дружили с детства

— Что вам нравится в сегодняшней Украине?

— Если 15 лет назад меня немцы просили что-нибудь вообще рассказать о моей стране, то теперь они сами интересуются. Знают Кличко, знают, что отменены визы, ездят в туристические поездки. Знают, что Львов – красивый город, а Черновцы – родина классиков немецкой литературы. Меня восхищает размах строительства на Украине. Новые возможности. Красивые девушки. И то, что "Динамо" Киев выиграл у Ильичевца со счетом 9:0.

— А что не нравится?

— Не нравится состояние в юриспруденции в области защиты авторских прав. И не думайте, что это не известно на Западе. В этом смысле у Украины давно сложился имидж бесправового государства. Никто на западе не понимает эту ситуацию. Ход рассуждений таков: если у вас в квартире беспорядок, это не значит, что к вам можно зайти и взять, что плохо лежит. Может, у вас нет времени убрать, или нет сил, потому что вы заболели? Почему же в неубранной Украине каждый может выносить из дома, что ему вздумается?

— Есть что-то, что поражает вас в Германии?

— В Германии поражает количество книг, интерес к детской литературе. Несмотря на кризис, книжный бизнес в прошлом году был в колоссальном плюсе. Доходы больше, чем в шоу-бизнессе — в 6 раз, больше, чем в автомобильном — в 3 раза! Поражает ангажированость немцев в общественную жизнь. Желание помочь слабым и больным, бесплатно, хоть немного, пару часов в неделю им уделить. Поражает желание что-¬то сделать для города, улицы, своего двора. Украсить подъезд, двор, дорожку к дому, грядку около дерева на улице – высадить там цветы и траву. По собственной инициативе, не являясь владельцем ни двора, ни дорожки, ни грядки.

— Ваш круг друзей и знакомых в Мюнхене — это кто?

— В чужой стране "свой круг" складывается годами. Общаешься вначале со всеми, потом делаешь "чистку рядов партии". По крупицам отбираешь близких тебе по духу людей, я подчеркиваю – не хороших и успешных, а близких по мироощущению. В результате у меня сложилась группа поддержки по выживанию. Среди них люди разных национальностей и разных профессий. Я открыта к общению, люблю объединять своих знакомых, если иду на вернисаж — всех обзваниваю. По­прежнему люблю веселые компании, розыгрыши, представления, что мы и делаем. Русская и украинская диаспора в Мюнхене достаточно большая, центр ее — Толстовский Фонд, основанный родственниками Льва Толстого в начале прошлого века. Но все равно самые близкие — это те, с кем есть общее прошлое. А это бывшие сотрудники или давние знакомые: режиссер анимации Алла Чурикова, художник Владимир Шенгелая, режиссер Лель Гилевич, композитор и музыкант Александр Александров (группы "Аквариум", "Звуки Му", "Три О") и оставшиеся жены ушедших мужей – оператора Феликса Гилевича, Лиля Гилевич и режиссера Сергея Лосева, Милла Панкова.


С мужем. "Михаил — мотор семьи, а я настоящая педаль тормоза"

— Отличаются ли немецкие сказки от наших?

— Немецкие более философичны и волшебны. Украинские более бытописательские и нравоучительные. В современных сказках нет табуизированных тем. Все, с чем сталкиваются дети, может быть темой сказки – смерть бабушки, любовь, "экскременты" — о них написана потрясающая книга, получившая приз на книжной ярмарке в Болонье. Смысл ее в том, что увидев на дороге "экскременты", а попросту "какашки", можно узнать, кто здесь прошел – корова, лошадь или коза.

— Сочиняете ли сказки на немецком?

— Нет, но занимаюсь переводом. В моем переводе уже вышло несколько детских книг.

— Ваши любимые книжки в детстве и сейчас?

— Любила книги Ефима Чеповецкого, сказки всех народов, классику. В 8 лет прочитала Вольтера "Кандид", за что получила от папы нагоняй, он спрятал книгу под диван, но я ее нашла. Я люблю хорошие книги, а их так много! Когда посещаю книжные ярмарки во Франкфурте и Болонье, дух захватывает. Все не перечитаешь, поэтому читаю выборочно, много по психологии и научно-популярные.

— Кто из собственных персонажей – ваш любимчик?

— Конечно, Капитошка и Петя Пяточкин. Но еще очень люблю девицу Картошку из мультфильма, сделанного по моему сценарию Натальей Марченковой "Любовь и смерть картошки обыкновенной".

— Чем сейчас занимаетесь – пишете ли продолжение о Пяточкине или Капитошке?

— Конечно! Рассказы и книги — в них новые приключения Капитошки и Волчонка Ворчонка. Или – Пети Пяточкина. То он встречается с компьютерным Дедом Морозом и начинаются детективные приключения ("Петя Пяточкин и веселая суматоха"). Или, уже в первом классе, стерев ластиком имена своих учеников, попадает в резиновую страну Барона Примадонна ("23 обиды Пети Пяточкина"). Став старше, он влюбляется, страдает, делает глупости, совершает подвиги ("Любовь и 17 страданий Пети Пяточкина")...

— Кормят ли вас сейчас Пяточкин или Капитошка?

— Кормят? Разве Украину присоединили к Америке? И телеканалы стали выплачивать авторское вознаграждение тем, чьи фильмы они демонстрируют? Думаете, я получаю хоть копейку от миллионного количества дивидишек, которые продаются во всех странах бывшего Советского Союза? Если бы на западе существовали аналогичные персонажи, с которыми за 25 или 30 лет выросли бы поколения детей, разве они оставались бы бесхозными? Они бы кормили создателей, продюсеров, издателей, бизнесменов, которые придумали бы сериалы, книги и вторичную продукцию с ним. Работала бы целая команда. Петя Пяточкин и Капитошка обеспечили бы много рабочих мест.

— Слышала о вашей борьбе с нарушителями авторских прав...

— Да, Капитошка уже вошел в историю юриспруденции на Украине. Борюсь с нарушителями, как Кличко на ринге. Но если Кличко сражается с равными соперниками, то капелька Капитошка, выступающая в супер легком весе, идет в заведомо неравный бой. Один из примеров — цена экспертизы в Киевском НИИ судебных экспертиз. Вопрос на засыпку: сколько часов нужно эксперту, чтобы понять, что Капитошка, изображенный на чипсах, сосисках, лимонаде, на вывеске детсада или сети магазинов в Днепропетровске и т.д., — это Капитошка из одноименного мультфильма? Минута? Две? Ошибаетесь! 116 часов!!! Три недели кропотливой мыслительной работы! Потому что эксперту нужно взять в руки эскиз "Капитошки" художника Генриха Уманского, зарегистрированный в Департаменте интеллектуальной собственности, и сравнить с изображением на вывеске или товаре. Эти 116 часов "тяжелых раздумий" стоят 8000 гривен! А пенсия Уманского 800 гривен! И еще: любой предприниматель в Украине может зарегистрировать торговый знак "Капитошка". И получается, что не предприниматель, а государство нарушает закон. Только почему-то как¬-то трусливо, только со своими, мировые бренды типа Гарри Поттера оно регистрировать побаивается. А Капитошка свой, родной, его можно стащить. Может, все думают, что я — народное достояние, как "Курочка Ряба"?.. Но успехи все равно есть и это придает силы и надежду бороться дальше.

— Какие у вас хобби помимо написания книг?

— Чтение, фильмы, шитье, спорт, танцы, общение с людьми, одиночество. Обожаю выбрасывать хлам. Так хожу по квартире и думаю – чтобы такое выкинуть? Потом иногда жалею.

— Тираж ваших сказок – более 6 млн экземпляров. Если хотя бы по 1 евро получить с каждого, то вы должны быть сейчас миллионершей...

— 6 миллионов – это до перестройки. Тогда это воплощалось в деньгах, но в стране дефицита я не знала, куда их тратить — золото, хрусталь, ковры меня не интересовали. За границу выехать было трудно, меня в Болгарию на кинофестиваль не хотели выпускать, потому что "там ходят обломки капитализма", как сказал мне завкадрами киностудии. А в Словакию, где по моему сценарию хотели снимать фильм, меня не выпускали год, так как в Москве в Союзкино были квоты на выезд. Так фильм и не состоялся. Деньги были, но не миллионы, что вы! Сейчас тиражи небольшие. Нет, на гонорары жить нельзя, но когда они приходят, радуюсь и покупаю что­нибудь лишнее, или отправляюсь в горы, леса, где обязательно должны быть озера, лодка и мужчина с веслом.

— У вас есть либретто "Сочинение про дедушку" (1993) и "Мы — Анна Франк" (2006). Как получилось попробовать себя в другом жанре? Почему вдруг Анна Франк?

— Замечательный человек и хореограф Алла Рубина попросила меня что­то написать для учеников хореографического училища. Хотели сделать балет с юмором, но и с темой – так возникло либретто "Сочинение про дедушку". Дошли до министерства и началась перестройка, проект заглох. Спустя годы Алла мне позвонила в Мюнхен и сказала, что в рамках проекта "Анна Франк" голландский фонд выделяет деньги на балет, попросила написать либретто. Это было нелегко, ведь тема мрачная, трагическая, а Алла хотела, чтобы балет был светлым. Я выбрала тему первой влюбленности Анны Франк, нашла трогательные и даже смешные моменты.

— Есть ли правила Натальи Гузеевой, как настроиться на работу? Чашка кофе и сигарета?...

— О да!

— ...или 50 граммов коньячку?

— Нет-нет!

— ...или поругаться с близкими?

— Иногда помогает, если не до слез.

— Сбылись ли ваши детские мечты?

— Маленькая, я любила ездить в поезде и хотела работать пассажиром на верхней полке. В Европе спальные вагоны такие неудобные, что моя мечта просто не может сбыться. Но ездить я люблю. А вообще-то, я хотела быть просто счастливой, и я такой бываю независимо от обстоятельств. Ведь детские мечты обязаны сбываться!

ОТ КИБЕРНЕТИКИ К МУЛЬТФИЛЬМАМ

Имя: Наталья Гузеева
Родилась: 1952 год, Киев

Детская писательница. По ее сценариям были созданы знаменитые мультфильмы о Капитошке и Пете Пяточкине. Она говорит о себе: "Я боюсь скуки и покоя. Люблю веселые компании и одиночество. Я была октябренком, пионеркой, комсомолкой, артековкой, директором бомбоубежища, почетным донором, научным сотрудником, переводчиком, редактором, женой, мамой, заботливой внучкой, спортсменкой-перворазрядницей. Мне кажется, что это были просто роли, а внутри я оставалась наедине со своим одиночеством. Я думаю, это нормальное человеческое свойство". В 1974 году окончила Нацуниверситет им. Шевченко (факультет кибернетики, отделение структурной лингвистики). C 1995 года живет в Мюнхене (Германия).

Вы сейчас просматриваете новость "Наталья Гузеева: "Моего Капитошку предсказала гадалка"". Другие Интервью смотрите в блоке "Последние новости"

Автор:

Гук Ольга

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...