— Роман Андреевич, с прошедшим вас! Вчера вы с друзьями отпраздновали юбилей в московском Театре сатиры. А к нам в Киев когда собираетесь?
— А у вас я был со своей программой в Октябрьском дворце года два назад. Ну, вы приглашайте — а я с удовольствием приеду. А так, у вас там такие дела в Украине сложные… Я имею в виду, что даже в России денег нет, а в Украине, по крайней мере, моей публике — врачам, инженерам — словом, интеллигентам сейчас очень сложно найти финансы, чтобы сходить на концерт.
— А вот совсем недавно у Жванецкого был юбилей — 75 лет исполнилось 6 марта. Так даже дополнительные стулья приставляли на его вечере…
— Ну, в Киеве-то наверняка все же найдутся люди, у которых есть деньги, а вот в глубинке… А знаете, мне очень нравятся украинские средние города — Полтава, Хмельницкий, но они не приглашают уже много лет, о Западной Украине я уже не говорю. Ах, с каким удовольствием я прежде ездил во Львов, Ивано-Франковск. Конечно, все еще наладится, но может быть поздно — все же, подумать только, мне уже 70!
— Что вы такое говорите… Вы и плаваете, и в теннис играете…
— Да уж, раньше меня организм поддерживал, а теперь — я его. Надо же ездить, писать. Я выпустил книгу недавно, она называется "Родился я в Одессе". Художественные произведения, вы же знаете, я сам пишу рассказы, монологи, но сейчас — уже для себя. Больше я книгу выпускать не буду, хватит того, что вышло. Потому что это не то, как писалось раньше, — на одном дыхании.
— А вы следите за происходящим в своей родной Украине?
— Конечно. И мне очень не нравится тот раздирай во власти, который происходит сейчас. Вообще я вам скажу, бардак во власти всегда был, и при Союзе тоже. Но зачем страну на две части делить и между собой сталкивать? Почему Западная Украина находится всегда как бы в стороне от Восточной и центра? Почему их не сплачивают, а наоборот — вбивают кол? Хотите учить украинский язык — ну так учите, это правильно, его надо знать. Я, например, хорошо говорю по-украински — но не такими же методами! Нельзя заставлять ту же Одессу трогать наш шикарный говор, уничтожать его. Мне очень жаль Украину — такая богатая страна, и с мозгами, и трудолюбивая очень, но кому-то надо, чтобы у нас было вот так — стоят заводы, фабрики, люди без денег. У меня вот сейчас дома ремонт ребята из Западной Украины как раз делают — работать дома им негде. Но зато у нас все поют, танцуют, "Евровидение"…
— А вы, кстати, конкурс смотрели?
— Нет, это ужасно — при таком положении в стране такое устраивать. Кучу денег выкидывают, когда людям поесть не за что купить! Такого веселья и во время чумы не было.
— А ваши дети хорошо устроены? Им на жизнь хватает?
— Сын не захотел пойти в артисты, пошел в медицинский и бросил. А сейчас немного снимается, немного в театре работает, но все не то — не дают эти заработки нормально жить ему. На кастинги ходит, но неуспешно. А вот дочь закончила медицинский, но работает не врачом, а по административной части, лаборатории строит, в общем, она-то устроена, молодец.
— То есть все у нее устоялось…
— Все, да не все. Сор из избы выносить не буду, но всякое у них в семье бывает, и, откровенно говоря, не всегда все так хорошо у нее, как хотелось бы. Но так в жизни всегда — в одном хорошо, в другом начинается течь…
— Да, и в вашей жизни после потерь были важные приобретения, например, когда вы ушли из Театра сатиры, от Аркадия Райкина, то вскоре "приобрели" жену…
— Да, так и было. Я поссорился с Райкиным и как раз ушел из театра. Работал в одесском симфоджазе, и там Вика танцевала, очередная наша с Витей Ильченко (длительное время — партнер Карцева по сцене и друг. — Авт.) поклонница. Вот и дотанцевалась так, что сорок лет мы уже вместе. Рубиновая свадьба, или как она называется, будет в феврале.
— Вы вообще из тех мужчин, которые помнят о подобных датах?
— Ну, естественно, и подарки дарю. Я недавно ей стиральную машину новую подарил, чтобы было все чисто, моющие средства регулярно дарю. А еще вот обои — ей надо, она ремонтом занимается. Чтобы без дела не сидела… (смеется) Шучу, конечно. Но она на мои шутки не обижается.
— По поводу обоев: вы не в той квартире одесской сейчас ремонт делаете, которую вам тамошние власти подарили?
— Нет, это в нашем загородном доме под Москвой. Я же в Москве не живу, предпочитаю загородный дом. Вот, сижу сейчас, а меня переносят из комнаты в комнату. Ужас: пыль, грязь, а у меня юбилей, звонков куча. Я в этих ремонтах ничего не понимаю, а Вика — и в ремонтах понимает, и внуками занимается, и работает до сих пор администратором в гостинице — сутки через двое. Бросать никак не хочет. А когда выходная — цветы сажает, борщ варит. Мне так повезло в этом отношении, я ведь варить сам не очень… Яичницу могу сделать, и то надо стоять над ней, чтобы не подгорела. Все на ней держится — и дом, и внуки, и я на ней вишу.
— В прошлой нашей беседе вы говорили, что внуков в Одессу не привозите, потому что некуда. Но вот теперь, когда есть куда, они все же увидят вашу Родину?
— Они теперь сами будут туда ездить — отдыхать на море. А на новоселье как раз, если все будет хорошо, я их и приглашу, город покажу.
— Ника, старшая внучка, уже, небось, совсем взрослая?
— Ой, да. Она учится в Англии в вузе, у нее бойфренд там такой… Ей уже 17 лет.
— Так, смотришь, и прадедом станете…
— Ой, тьфу-тьфу, не надо пока. Потому что я ей сказал, что окончательно успокоюсь, когда она выйдет замуж. Тогда я начну готовиться к лучшей жизни. Но она замуж-то еще не собирается, так, встречаются, любовь у них.
— А младший Леня — он где?
— Ой, да вон, пока мы с вами по телефону разговариваем, он у бабушки на кухне врубил тарелку борща, отбивную, салат и закусил мороженой клубникой с прошлого года — жена морозит. Леня грезит о мяче и футбольной карьере. Я его хотел отдать в спецшколу футбольную, но пока передумал: пусть нормально учится, нечего пока ноги ломать. Потому что с оценками, признаться, у него не очень — середнячок.
— В последний раз вы, по-моему, еще пару лет назад снимались в кино — кажется, в фильме "Улыбка Бога" — такой милой зарисовке о вашем родном городе. А какова судьба этой картины?
— Толком не знаю судьбы, но, по-моему, ее планируют скоро показать на большом экране, сперва в Украине, а потом — в России. Продюсер мне говорил, что с фильмом все в порядке и это хорошо, потому что он очень добрый, а то все эти кровавые сюжеты мне надоели уже. Вот возьмите "Тараса Бульбу" Бортко — это же ужас: головы летят! Хотя по качеству он получше, чем многие фильмы последних лет в этом жанре. Я не снимаюсь сейчас. Потому что предложения мне все какие-то неприличные в последнее время поступают, отказываюсь. И потом: я же не киноактер, я — театральный, а вообще, как ни странно, могу выбирать, в чем играть, хотя и выбирать не из чего (смеется).
— Вы несколько раз снимались у Эльдара Рязанова. Дружны?
— Мы прежде виделись иногда, а сейчас созваниваемся только. Он же болеет сильно, все-таки за 80 ему. Я его пригласил на юбилейный вечер, но он неважно себя чувствовал. Он то ли упал, то ли был у него не так давно, кажется, перелом. Бывает — позвонишь, бодрячок такой, а бывает — плохо со здоровьем. Но, с другой стороны, я слышал, что он опять что-то собирается снимать. Пока не расспрашиваю — он не любит заранее делиться, да и с деньгами сейчас сложно. А когда меня о Рязанове спрашивают, то я все время вспоминаю, что у него на всех фильмах дисциплина царила: никогда ни курьезов, ни эксцессов не было, потому что Эльдар строгий очень. Работать — и ни на что не отвлекаться! Знаете, почему он полный? Потому что целыми днями, когда работает, ни черта не ест, а потом приходит ночью и как врубит! Он бывал у меня дома, ел фаршированную рыбу; жену мою Вику хвалит, я тоже у него дома был.
— Вы и со Жванецким нынче, наверное, не часто видитесь?
— Очень редко, и дело даже не в занятости, а в том, что мы живем в разных концах Москвы. Все равно что в разных городах. Он гораздо больше занят, чем я, — переживает третью молодость. У него на юбилее мы выпивали чуть-чуть, вот и была последняя встреча. А вообще — мы с покойным Витей Ильченко были друзьями, часами, месяцами вместе, а Миша всегда был свободным художником. Когда мы жили в Одессе, конечно, мы виделись с Мишей часто. А Москва — это сумасшествие, я на метро езжу, потому что по дороге проехать невозможно.
— А люди вас, думаю, узнают…
— Да, подходят, здороваются, улыбаются все. У нас с Витей вообще всегда была корректная публика. Все приучены к уважению: никаких дежурств в коридоре гостиниц, у дома. У нас с Ильченко были в основном поклонники — солидные, интеллигентные мужчины, а поклонниц за всю мою деятельность — человека три. Они тихонько поджидали нас под театром после выступлений, вручали цветы и за сим откланивались.
СЫН ФУТБОЛИСТА И СЕКРЕТАРЯ. Настоящее имя Карцева — Роман Аншелевич Кац. Он родился 20 мая 1939 в Одессе. Отец – Арон Кац, профессиональный футболист. Мать – Соня Фоксман, секретарь парторганизации обувной фабрики в Одессе. На вреся войны семье пришлось переехать в эвакуацию в Омск. В 1956 году, сразу после окончания школы Роман Андреевич пошел работать на швейную фабрику, гже начал выступать в драмкружке. А в 1960 году приходит в самодеятельный студенческий театр "Парнас-2", где знакомится с будущим постоянным партнером Виктором Ильченко и автором текстов Михаилом Жванецким. Вскоре молодых артистов, будучи на гастролях в Одессе заметил Аркадий Райкин и забрал в свой Театр миниатюр. Но через 7 лет все одесское трио уходит из-за конфликта с Райкиным и организовывает Одесский театр миниатюр, а потом покоряет и российскую столицу. Монологи Карцева "А вас", "Раки" и многеи другие каждый знает почти наизусть. А его роли в фильмах "Собачье сердце" и "Небеса обетованные", не смотря на то, что были эпизодичны вошли в золотой фонд кино. Сейчас Карцев живет в Москве с супругой Викторией Кассинской с которой они выростили сына Павла, который многим известен как герой сериала "Солдаты" Рылеев, и дочь Елену.