— В субботу в Киеве будет проходить День Европы, хотя еще несколько недель назад никто этого гарантировать не мог...
— Решение о праздновании Дня Европы было принято в 2003 году специальным Указом Президента. Сейчас мы будем отмечать его уже в седьмой раз. После первых празднований, мы сразу отметили, насколько люди позитивно восприняли эту идею. Им по-настоящему интересно увидеть живых послов, поговорить и ними, задать интересующие вопросы. При этом логика наших партнеров с ЕС в том, чтобы праздник присутствовал не только в Киеве, но и по всей Украине. К примеру в этом году он будет отмечаться в Кривом Роге, Тернополе, Полтаве, Виннице и других городах. И еще один важный аспект: он должен быть вне политики. По большому счету, в первую очередь из-за этого фактора праздник в столице был под угрозой срыва.
— А что подразумевается под политизацией?
— Просто Майдан и Крещатик у нас уже не первый год в этот период превращается в арену боевых действий между разными политсилами. В этом году скандалы тоже были, поэтому европейцы и сомневались.
— Они не хотели сталкиваться с палатками каких-либо политсил?
— Не совсем. Они опасались, что кто-то использует праздник в своих интересах. Непросто им договариваться и с горадминистрацией. Самые сложные вопросы, – кто за что платит и отвечает. Тем не менее общими усилиями нам вместе с МИДом, КГГА и Представительством ЕК удалось найти ответы на все проблемные вопросы в результате чего 16 мая праздник в Киеве, по уже устоявшейся доброй традиции, состоится.
— Во сколько обойдется Киеву праздник?
— Звучали разные цифры — и 60, и 100 тысяч грн. Точно я не могу сказать, это прерогатива КГГА.
— Сколько тратит ЕК?
— В прошлые годы бюджет составлял за 100 тысяч евро, но большая доля затрат покрывалась за счет привлечения спонсоров.
— А что дает проведение Дня Европы в принципе, ведь, по сути, это только развлечение и все?
— Люди могут понять, насколько выбранный европейский курс правильный, каковы шансы вступления, прикоснуться к культуре, искусству и другим особенностям наших соседей.
— И каковы шансы? Пока складывается впечатление, что это улица с односторонним движением. В Европе говорят, что вступления в ЕС для Украины это перспектива неблизкая — в лучшем случае 20, а то и 50 лет.
— Тут несколько аспектов. Безусловно, Украине не нужно проситься в ЕС, нас должны хотеть там видеть. Но есть и логика процесса. Нельзя от партнерства и сотрудничества сразу перейти к членству. Мы долго добивались того, чтобы наши отношения перешли на уровень ассоциации и сейчас мы близки к достижению этой цели. Причем это признает и так называемая старая Европа в лице руководителей Франции и Германию. Во многом благодаря четкой позиции президента Николя Саркози другие лидеры согласились со своевременностью перехода в отношениях с Украиной на этот формат. А еще несколько лет назад об этом приходилось только мечтать. Нужно подождать. У нас еще все впереди. Ведь кто может усилить ЕС? Только Украина.
— А европейцы не боятся конкуренции со стороны Украины?
— Сейчас активизируется глобальная конкуренция: на первый план выходит Китай, Индия, Бразилия. И если ЕС не будет стараться усилиться за счет привлечения новых членов, ему будет тяжело конкурировать.
— Украина слишком велика для ЕС?
— Эти опасения понятны. Конечно, наша страна имеет свои амбиции, и она не будет играть роль младшего брата. Тут показателен пример Польши, которая играет важную роль в формировании тех или иных решений в ЕС. Более того, качество решений, которые принимаются в ЕС, зависит от того, кто принимает участие в их разработке. Чем шире дискуссия, тем лучше. Уверен, что Украина займет в этом процессе важное место.
— Европейцы говорят, что если Украина начнет наконец реформы, то уровень жизни улучшится автоматически. А наши власти все ждут чего-то, все консультируются, а дальше дело не идет.
— На административном уровне созданы команды, которые работают, сотрудничают между собой и готовы делать все. Но они — заложники политических решений. Может, это и крамольная мысль, но по моему мнению, только с помощью внешних обязательств перед ЕС мы сможем наконец-то провести важные для страны реформы. На самом деле это уже будет вопрос престижа и авторитета страны.
— Сколько денег в этом году выделили власти на евроинтеграцию?
— Сейчас у нас две программы. Одна по подготовке специалистов, другая, – по информированию населения. На каждую из них должно было быть выделено из бюджета не менее, чем по 15 млн. Имеем 500 тысяч. Ничего не поделаешь, – кризис. Но мы не унываем. Ищем спонсоров, партнеров в странах ЕС и других доноров.
— Есть ли у вас трения с МИДом, ведь, вы по сути конкурирующие фирмы, они — под президентом, вы — под премьером. А у них отношения не самые теплые.
— Противоречий нет. МИД — переговорщик, а наша задача в том, чтобы помочь с подготовкой, скоординировать, обеспечить исполнение. У нас часто бывают случаи, когда специалисты ЕК не находят общего языка с нашими чиновниками. Иногда даже просто потому, что не знают языка. И вот наша задача разрешать такие проблемы. Более того, нужно не забывать, что европейская интеграция это на 95% внутренняя, а не внешняя политика. Думаю, в будущем будет создан мощный центральной орган исполнительной власти со специальным статусом, который будет заниматься выполнением соглашений между Украиной и ЕС и готовить страну к будущему членству.
— Сколько денег выделяется сейчас на бюро, насколько оно большое?
— Пока что у нас нет своего бюджета. Финансируемся мы за счет Секретариата Кабмина. Всего у нас в штате 50 человек.
— Вы занимаетесь и евроантлантической интеграцией. Зачем тратить деньги на то, что не имеет поддержки у общества?
— Есть ли альтернатива НАТО, ответить сложно. Сейчас ЕС, в первую очередь Франция, как инициатор, активно работает над формированием Европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО). Она имеет перспективы. К примеру, НАТО в силу очевидних причин не мог быть посредником во время известных событий в Грузии, а Евросоюз смог. Следующие несколько лет дадут ответ, заработает ли ЕПБО, но на данный момент более эффективной и надежной системы безопасности и коллективной обороны, чем НАТО, нет.
— А может, нам нужно подождать, чтобы выбрать лучшее?
— Конечно, давить или бежать впереди паровоза нельзя. Сейчас важно сконцентрироваться на разъяснении людям плюсов и минусов вступления в НАТО. Принимать окончательное решение что наиболее точно отвечает национальным интересам Украины действительно торопиться пока не стоит. Всему свое время.
ДИПЛОМАТ СО СТАЖЕМ. Вадим Трюхан ро¬дил¬ся в 1972 г. в Ук¬ра¬инее. В 1997 году окончил Институт востоковедения и международных отношений "Харьковский коллегиум", получил квалификацию "международные отношения, референт-переводчик". После окончания пришел на дипломатическую службу. В структурах МИДа работал до 2008 года, возглавлял отдел департамента Евросоюза. В 2008-м стал руководителем Координационного бюро европейской и евроатлантической интеграции. Женат, имеет двух детей.