Третий день в Венеции, что называется, свободный. Осмотр павильонов других стран – самостоятельно, по желанию. Все утро украинские журналисты промучились в поисках хоть какой-нибудь возможности отправить информацию в свои газеты. Мне-то повезло: я просто наговаривала какие-то подробности по телефону, что называется, без отрыва от производства.
Но и у меня возникли проблемы. "Вай-фай" в гостинице – одно название. Интернет в палаццо, даже на личном компьютере синьоры Бьянки, – не работает. И даже в пресс-центре Биеннале, где журналисты валялись с ноутбуками на огромных матах прямо на полу, с Интернетом в этот день были проблемы. Такое чувство, что Венеция в буквальном смысле отбирает возможности каких-либо отношений с внешним миром. Вот уж, действительно, поэма о внутреннем море!
Только в середине дня, окончательно осознав бессмысленность сражений с виртуальной реальностью, мы решили выполнить вторую часть журналистского долга – и посмотреть на что-нибудь, кроме украинского павильона.
В основном, все экспозиции расположены в двух стратегических точках. Часть – в огромном парке Джардини, часть – в не менее огромном Арсенале, ангаре бывших оружейных складов. Интересно, что даже тематически выставки вполне подходят к соответствующему расположению.
Как заправские венецианки, с эдаким ленивым знанием правильного пути, мы с Ланью прекрасно доехали до Джардини. Парк (чистый Крым или Сочи, право слово) буквально под завязку набит благодарными зрителями. Журналисты, сами художники и просто любопытствующие, каждый второй – с фирменной сумкой с эмблемой Биеннале-52, очереди, очереди в каждый павильон, как в Мавзолей…
Невероятное впечатление. Неожиданно понимаешь, что это не только и не столько ты и несколько твоих знакомых такие красивые снобы, любители искусства, а что весь мир, на самом-то деле, искренне интересуется современными тенденциями, скупает роскошно изданные каталоги и приезжает в Венецию специально, чтобы увидеть именно Биеннале. А тебе-то как раз просто не повезло. Может, родилась не там. Может, людей правильных не нашла, кто его знает…
Если бы не было фотоаппарата, я бы просто с ума сошла. Уже на этапе третьей выставке в голове все перемешивается. По большей части там было именно то, что мне совершенно не близко – всяческие мудреные абстракции, которые с искусствоведческой точки зрения объяснить, конечно, можно, но не очень хочется. Запомнились и тронули несколько конкретных экспозиций.
Павильон Венесуэлы. На входе – столы, на столах – белая бумага, на бумаге – натертый в крошку шоколад разных сортов (рядом – терка и огромные глыбы шоколада для пополнения запаса). Подходишь и пробуешь с помощью пальца. Вкусно до безумия. Горько – тоже, но мне повезло, я горький шоколад люблю. Внутри – выставка под названием "Боги Америки" Антонио Бричено. Огромные фотомонтажи. На них – индейцы. В основном, пожилые, с почти безжизненными лицами. И – некий фон, то лес, то огромная пустошь.
И с помощью мне не известных технических приемов достигается эффект почти мистический: лучи, которые пронизывают "лесной" фон, туман, как-то особенно сгущающийся за спиной, сильный "пересвет", из-за которого конур и рельеф лица почти теряется… Давно в моей жизни не было выставки, которая так затягивала бы.
Очень умный и славный был японский павильон. Выставка под названием "Темная сторона света". Сначала при входе не совсем понимаешь суть. Все стены увешаны обычными листами формата А4, покрытыми какими-то темными пятнами со странным графическим рельефом. Посреди комнаты на небольшом возвышении ряд обычных пористых камней. Над ними склонились обычные посетители, что-то делают, что-то черкают, не знаю… Под всеми листами на стенах – одинаковая подпись: пейзаж, мол, метрополитена в Хиросиме.
И только сведя воедино все увиденное, догадываешься: эту выставку создают сами зрители. Как в детской игре, положив бумагу на камень, они просто старательно штрихуют карандашом – и вуаля! Одинаковые и совершенно разные образы одного и того же. Общее впечатление – странно трогательное.
Английский павильон – детская какая-то эротика. Серьезно. Как будто у мальчика-пятиклассника в тетрадке нашли промокашку, на которой он тренировался рисовать голых женщин и самые простые сексуальные позиции – так, как их себе примерно представлял. Народ забавляется. А я там у них сумку купила за 10 евро. Никаких эротических картинок, просто кошка нарисована черным на былой холщевой ткани.
В "Северном павильоне" (норвежцы, финны и прочие) можно было кидать в стену дротики, и таким образом формировать каждый раз новый узор, новую картину.
Очень много было всяческого видео и движущихся объектов. Много звука, сопровождающего инсталляции, обычно довольно мрачного и типа концептуального. А возле российского павильона сбылась моя "мечта идиота". Я увидела живую Ольгу Свиблову, героиню моих юношеских идей самоопределения. Директор Московского дома фотографии, женщина потрясающей судьбы, сделавшая невероятную карьеру, интеллигентная, предприимчивая, "битая" и удачливая.
Свиблова – куратор российского павильона, настоящая "мама" для своих подопечных-художников, персона культовая в среде современного искусства. Как юная фанатка я с нелепым трепетом ее сфотографировала. Зато павильон их мне не понравился. Как говорила великая женщина-поэт Зинаида Гиппиус, "если надо объяснять, то не надо объяснять". Вот я и решила, что ТАК МНОГО объяснять самой себе мне вовсе не хочется…
На выходе из Джардини можно было выпить кофе. В маленьком павильоне "Иониа". Там тоже была своя изюминка: стулья в виде унитазов. Кофе нам немедленно расхотелось, и мы отправились в Арсенал.