Такая ситуация больше всего устраивает президента. Ему не нужен ни сильный парламент, ни сильное правительство, потому что они, во-первых, объективно являются его конкурентами в борьбе за власть в стране, а во-вторых, способны укрепить позиции оппонентов на будущих президентских выборах. Рискованная операция с разгоном парламента, назначением досрочных выборов и последующими маневрами вокруг формирования коалиции завершилась полной викторией Ющенко. А если завтра (или уже сегодня, в ходе безуспешных голосований за премьера и спикера) оранжевая коалиция распадется, то еще лучше: президент еще какое-то время будет продолжать оставаться единственным центром власти в стране.
Ни одно из трех последних правительств не имело ни времени, ни возможностей, чтобы сделать что-то существенное, ни один из двух составов парламента даже не ставил перед собой такой задачи. Если в начале 2000-х годов были приняты такие системообразующие документы, как Бюджетный, Таможенный, Гражданский и Хозяйственный кодексы, то за последние три года – ничего. Страна до сих пор не имеет адекватного Налогового и Жилищного кодексов, законов об акционерных обществах и Фонде государственного имущества, о закупках и многих других документов, без которых нормальная деятельность в стране невозможна. Земля сельхозназначения остается вне цивилизованного рынка. Иными словами, три года после оранжевой революции государство блистательно отсутствовало в главной сфере своих обязанностей – нормотворчестве, создании правил игры и жизни.
На этой неделе страна, вероятно, получит новое правительство. И, может быть, оно, вопреки всем политическим раскладам и нашим собственным прогнозам, будет соответствовать задачам, которые перед ним стоят. Чудеса случаются.