Вполне может случиться, что на месте этой коалиции другая не появится, а политические лидеры будут бороться за большинство по каждому отдельному вопросу. Что только умножит хаос.
Однако их этого хаоса может вдруг родиться и некий новый порядок. Речь идет о подготовке новой Конституции. Опубликованный на прошлой неделе проект этого документа не оставляет сомнений: Украине предлагается сверхмощная президентская власть и жесточайшая исполнительская вертикаль – Путину на зависть. И этот проект предполагается сразу же, минуя парламент (там конституционное большинство собрать просто невозможно), двинуть на всенародный референдум, да побыстрее. Там, глядишь, народ, уставший от политических распрей и, соответственно, возжелавшей сильной руки, за нее и проголосует. Крайности порождают крайности, и кратчайший путь от анархии ведет в тоталитаризм. И то, и другое может случиться лишь при полном банкротстве институтов демократического управления. А все признаки такого банкротства в Украине налицо: парализованный парламент, война президента с правительством, в регионах — перманентное противостояние местных выборных органов с представителями центральной власти, недееспособная и насквозь коррумпированная судебная система.
Вообще говоря, институциональные кризисы случаются — особенно, в новых демократиях. Все перечисленные признаки имели место в разное время в разных странах — в той же России совсем недавно. И некоторое временное подмораживание демократии бывает иногда уместно. Но дело это тонкое — можно ведь до смерти заморозить. Виктор Ющенко примеряет мощные президентские полномочия на себя, но не факт, что именно он, а не, скажем, Юлия Тимошенко, ими воспользуется. А это совсем не одно и то же.