1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №59 (314) за 31.03.99

БУДНИ И ПРАЗДНИКИ БОГИНИ МЕЛЬПОМЕНЫ

В День театра на площади Франко, перед зданием Украинской драмы, как обычно, надрывался духовой оркестр, а мощные прожектора прорезали снопами света то темнеющее небо, то густую толпу, сплошь состоявшую из сливок культурного общества. Внутри раздавали "Киевские пекторали".

Ольга Сумская, которая вела вечер в паре с Лесем Заднепровским, звонким сопрано выкрикивала: "Ваші оплески, панове! Мельпомена хоче чути їх!" Почти как попсовики-затейники на эстрадных концертах: "Я не вижу ваших рук!"

Режиссурой массового праздника занимался отстраненный от работы в театре Юрий Одинокий. Все замерли в предвкушении если не чуда, то хотя бы нескучного вечера... А вышло "как всегда". К радикальным режиссерским находкам следует отнести доставку конвертов с именами победителей: их вывозила "почтовая" гондола (ладья, пирога, човен -- нужное подчеркнуть), выезжавшая на поворотном круге всякий раз с новым наполнением (дети, поющие фольклорные песни, Дед Мазай и зайцы и даже Ильич -- за что Лесь Заднепровский тут же окрестил лодку "мини-Авророй").

По традиции, сначала раздавали неконкурсные звания и награды, включая "Пекторали" за вклад в искусство -- их получили старейшая актриса Русской драмы Мальвина Швидлер (публика буквально вскочила с воплями: "Браво, Маля!!!"), оперная примадонна Евгения Мирошниченко и режиссер Эдуард Митницкий. Зал радостно приветствовал новоиспеченных заслуженных деятелей искусств -- драматурга Ярослава Стельмаха и худрука Молодого театра Станислава Моисеева, народную артистку -- балетмейстера Национальной оперы Элеонору Стебляк, заслуженного артиста -- того самого Юрия Одинокого.

Орденом Княгини Ольги III степени наградили народную артистку Юлию Ткаченко и доктора искусствоведения Нелли Корниенко. Когда вручали орден Юлии Семеновне, Лесь Заднепровский гордо оглядывал зал: ну как, мол, у меня мама?! Нелли Николаевна орден не получала -- в зале не было ни ее, ни ее супруга, председателя СТД Леся Танюка -- они были в трауре. И это, пожалуй, более уместно, чем безоглядное веселье остальных... Правда, вручавший одну из "Пекторалей" актер Николай Олялин в какой-то момент с суровым видом попросил всех встать... Все оценили -- и поднялись с мест. Но Николай Владимирович пафосно заявил: "Я прошу вас поприветствовать Мельпомену!" Бедная богиня трагедии -- ее склоняли в этот вечер все, кому не лень! А то, что зрители приняли за внезапно прорезавшуюся человечность, оказалось лишь прихрамывающим чувством юмора.

Что касается конкурсной части: призы за лучший спектакль для детей и лучшую музыку к спектаклю достались Городскому театру кукол -- сказка Карло Гоцци "Ворон" с венецианскими марионетками (режиссер Сергей Ефремов, музыкальное оформление -- Лев Эттингер). В номинации "пластика" отличился балетмейстер Виктор Литвинов (балет "Барышня и хулиган" в Национальной опере). Как обычно, куча вопросов назревает при обсуждении номинаций "музыка" (где соперничают композиторы и те, кто подбирает звуковой ряд) и "пластика" (где балетные спектакли соревнуются с драматическими). Что поделаешь, издержки производства.

Три "Пекторали" ушли в Экспериментальный театр: сценографу Владимиру Карашевскому за "Амфитрион", Виктории Авдеенко за роль второго плана в "Лысой певице" и Валерию Легину, который признан-таки... лучшей актрисой за главную женскую роль в том же спектакле. Лучший актер -- Алексей Вертинский (коллега Легина по основному месту работы, Молодому театру), "Пектораль" которого -- уже далеко не первая награда артиста за моноспектакль по пьесе Ярослава Стельмаха "Синий автомобиль".

Наконец, два главных трофея -- "Пекторали" за режиссуру и лучший спектакль -- отправились в Театр на Подоле к Виталию Малахову. Вручавший приз в номинации "Лучший спектакль" генеральный продюсер "Студии 1+1" Александр Роднянский покаялся: дескать, мы, телевидение, уделяем слишком мало внимания театру. И клятвенно пообещал, что его телеканал отснимет победившее зрелище -- комедию Александра Корнейчука "В степях Украины".

Но особая радость была в этот вечер на лицах студентов КГИТИ курса Николая Рушковского (кстати, соучредителя премии): они получили "Пектораль" в номинации "Дебют", спешно переименованной в нечто вроде "Лучший студенческий спектакль". Потому на фуршете молодежь радостно горланила: "За Рушковского -- будьмо!.." А родной театр Николая Николаевича, Русская драма, таки добился своего: их спектакли жюри не рассматривало. У них -- полная автономия. Может, оно и к лучшему?..