1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №161 (416) за 01.09.99

ДЕТСТВО ДОЛЖНО СТАТЬ ГЛАВНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНОЙ СТРАНЫ

Первое сентября -- день особый. Его приближения ждала не только почти 7-миллионная армия украинских школьников, но и их родители, которым предстояло решить нелегкую задачу -- как можно полнее и качественнее экипировать свое чадо в соответствии с имеющимися в семье доходами.

Практически все, что нынче предлагает учащейся ребятне отечественная легкая промышленность, можно было увидеть на главной ярмарке-продаже "Школьный базар-99", которая прошла в Киеве в августе.

-- Как, по-вашему, способны ли сегодня наши предприятия конкурировать на рынке детских товаров с импортными производителями? -- обращаюсь к одной из озабоченных мам.

-- Ассортимент не слишком широк, но выбрать все же есть из чего. Качество неплохое, а по отдельным видам продукции (например, кожгалантерее и зимней одежде) -- и вовсе отменное. Но цены довольно высокие, несмотря на то, что товар на ярмарке предлагается без торговой наценки.

-- А если придется выбирать между отечественным изделием и аналогичным импортным, что вы предпочтете?

-- Разумеется, свою продукцию: она, как правило, более добротная, чем продающийся у нас китайский или турецкий ширпотреб, и уступает пока лишь по дизайну. Хотя, на ярмарке можно встретить и настоящие произведения швейного искусства, которые представили предприятия Одессы и Днепропетровска. Я и не подозревала, что наши производители умеют шить такую красивую одежду...

Свой товар на ярмарке представили более пятидесяти предприятий. Приехали они не только себя показать и спрос изучить, но и в надежде быть услышанными в высоких коридорах власти. Совместно с Минпромполитики они намерены поставить перед правительством и Президентом ряд вопросов: об увеличении средств на содержание сирот, введении адресных дотаций на товары для детей (на ту же школьную форму, к которой с этого года будут переходить практически все средние учебные заведения), а также о возможном пересмотре НДС применительно к этой товарной группе.

Кстати, система дотаций на товары детского ассортимента, как это было у нас во времена Союза, существует почти во всех странах. И сегодня это, пожалуй, единственная возможность понемногу наладить сбыт и начать постепенно расширять производство. А если бы "легковикам" удалось добиться хотя бы некоторого ослабления налогового пресса, то они обещают в короткие сроки не только достойно приодеть украинскую ребятню, но и давать немалые поступления в бюджет. По словам некоторых директоров специализированных фабрик, их коллективы готовы поначалу работать при нулевой рентабельности. К слову, до недавних пор целый ряд совместных предприятий имел баснословные льготы, вольготно чувствуют себя нынче и фирмы в свободных экономических зонах. Неужто снижение налогов на товары детского ассортимента для бюджета непосильно?

Это не означает, что труженики легпрома жаждут для себя исключительных условий -- детские товары, как правило, составляют лишь небольшую долю в их ассортименте. Основная продукция -- на общую сумму в $500 млн. -- идет сегодня на внешний рынок. Где, между прочим, пользуется устойчивым спросом и отнюдь не благодаря своей низкой цене -- во многих случаях изделие, изготовленное руками наших швей по лекалам и из материалов фирмы-заказчика, отличить от импортного практически невозможно.

Вот и выходит, что целые фабрики сегодня работают исключительно на экспорт, реализуя товары по давальческой схеме. Причем, доля полноценного импорта составляет лишь пятую часть -- от такого сотрудничества государству пользы мало, разве что люди получают возможность работать и неплохо зарабатывать. При этом потенциал предприятий, как минимум, вдвое выше, но работать на внутренний рынок пока нерентабельно: продукция не имеет сбыта из-за низкой покупательной способности населения. К тому же рынок на 85% заполнен низкокачественным ширпотребом, с избытком поставляемым челночным бизнесом. Если не дать ему решительный бой (разумеется, экономическими методами), своя промышленность вряд ли поднимется с колен.

В общем, пока чиновничья братия играет в законодательный пинг-понг, парируя "второстепенные" решения, для представительниц слабой половины украинского общества радость материнства нередко становится как бы непозволительной роскошью.

P.S. Тем, кто не успел "отовариться" детской одеждой по ценам производителей на прошедшей ярмарке, огорчаться не стоит: следующая запланирована на середину октября.