1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №183 (438) за 01.10.99

УЧИТЕЛЬ -- УЧЕНИК: КОНФЛИКТ РАЗВЯЗКЕ НЕ ПОДЛЕЖИТ?

Мальчик Петя всегда был самым слабым в классе, вернее -- самым маленьким, по росту. За что и доставалось всегда. "Коротышка", "мелюзга", "окурок" и десятки других прозвищ преследовали его с первого класса. Но то, что произошло в пятом... Ребята покрупнее, угрожая набить морду, зажимали Петю в угол и заставляли танцевать. У парня начался нервный срыв. Знакомая ситуация?

Отечественные школы, а заодно и наши родные дети, за последние годы подверглись неисчислимому количеству экспериментов. Одним из самых удачных специалисты склонны называть появление школьных психологов. Хотя... Новоиспеченные психологи зачастую не могут похвастаться профессионализмом, те же, кто относится к своей работе с должным энтузиазмом, сетуют на то, что им вставляют палки в колеса учителя и директора школ. А родители? Опрос, проведенный нами на улицах Киева, показал, что одни папы и мамы понятия не имеют о существовании психологов в школах, где обучаются их дети. Другие вообще смутно представляют, чем психологи должны заниматься и "чему они учат". Но всем хотелось бы, чтобы у их чад не было в школе конфликтов и двоек по поведению, чтобы дети не жаловались на учителей, а учителя -- на детей.

Есть такая наука -- конфликтология (раздел психологии), занимающаяся исключительно конфликтами. И школьным психологам она как нельзя кстати. Вот только изучить ее негде и не у кого -- в Украине до сих пор не издано ни одной книги по конфликтологии. Вот и приходится энтузиастам постигать ее методом научного тыка, а потом делиться своими достижениями с коллегами. Этим и занимались участники семинара "Пути решения педагогических конфликтов", проходившего в нескольких городах Украины и завершившего свою работу позавчера в столице.

НЕ СМОТРИШЬ "РАЙОН МЕЛРОУЗ" -- НЕ БЫТЬ ТЕБЕ ШКОЛЬНЫМ ПСИХОЛОГОМ

Интересно было наблюдать, как психологи обучают психологов. Один из тренингов заключался в том, что участники разделялись на два лагеря, в зависимости от того, положительно или отрицательно ответили бы они на вопрос тренера. А вопросы были самыми разнообразными: "Легко ли спорить с человеком, у которого высокая самооценка?", "Было ли у вас в детстве прозвище?", "Смотрите ли сериал "Район Мелроуз"?"... А потом было обсуждение и уникальные выводы. Например, нельзя работать школьным психологом человеку, который не смотрит сериал "Район Мелроуз", столь любимый детьми и подростками.

-- Я провожу тренинги, посвященные навыкам общения в определенных ситуациях, максимально приближенных к жизни, -- рассказывает социальный педагог Людмила Ярош. -- Создается конкретная ситуация, в которой дети должны договориться. Им это либо удается, либо нет. Потом мы определяем, какая ситуация была наиболее успешной. Таким образом приходит внутреннее понимание, что договориться можно всегда.

-- А я обучаю детей такой эффективной и достаточно простой штуке: если ребенок чувствует, что назревает кризисная ситуация, он должен прежде всего взять тайм-аут -- сказать: "Стоп, я беру время, чтобы успокоиться, подумать, разобраться", -- делится своим опытом Владимир Решетов, психолог из Донецка.-- Второй шаг -- создание так называемой карты конфликта: в центре листа бумаги пишется проблема ( заявление общего характера, можно даже одним словом), участники конфликта -- например, я и группа ребят (по именам), чего они добиваются, что они хотят получить, чего они могут опасаться. Что я хочу в этой ситуации? Тут даже не важно, реально или не совсем человек оценивает ситуацию -- важно в нее окунуться и пофантазировать. Доказано, что такая карта позволяет более четко определить проблему. Если ребенок достаточно взрослый, карта дает ключ к решению конфликта. Если ребенок не может сделать это самостоятельно, ему должен помочь психолог, социальный педагог или просто кто-то из учителей, кто владеет этими элементарными знаниями.

-- Методики разрешения конфликтов существуют давно, но доступны они лишь немногим специалистам. Вот почему мы создали Центр конфликтологии, который займется прежде всего изданием и распространением литературы по конфликтологии, -- говорит Валентина Дзябенко, ответственный секретарь украинского движения "Педагоги за мир и взаимопонимание", одного из организаторов вышеупомянутого семинара.

КОНФЛИКТОЛОГ -- ТОТ, КТО КОНФЛИКТУЕТ?

В тех школах, в которых психологи работают уже по несколько лет, педагоги убедились, что эти специалисты -- не враги, хотя психолога зачастую воспринимают в штыки. Загвоздка в том, что если конфликты между учениками удается решать, то конфликт "ребенок--учитель" очень сложный -- учитель всегда по статусу выше, и основное средство решения таких конфликтов -- волевое решение: ребенок задавливается, подключаются родители, потом завучи. Были такие случаи, когда приезжает инспектор по делам несовершеннолетних и начинает планомерно пугать "трудных" детей. Нередко это единственное доступное учителям средство решения конфликтов, а профессиональным психологам в это же время по указанию администраций школ приходится заниматься профилактикой наркомании, СПИДа или алкоголизма, при том, что дети нуждаются в навыках правильного общения. Придется подождать еще не один год, пока позиция, что для решения школьных конфликтов не нужно владеть специальными методиками и все можно решить вызовом родителей в школу или записью в дневнике, устареет.

\Людмила Ярош и Владимир Решетов