1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №153 (408) за 18.08.99

"СЧАСТЬЕ ЗАКЛЮЧЕНО В НАС САМИХ"

Галина Бокашевская пока мало известна украинскому зрителю, но можно с уверенностью сказать: будет известна обязательно. Конечно, она и раньше снималась в кино, но по-настоящему ее "открыли" после выхода картины Сорокина "Тоталитарный роман", которая триумфально прошла не только по российским, но и по западным экранам.

Считается, что актеры -- люди экспрессивные, но не очень искренние: все, что не доиграли на сцене, доигрывают в жизни. О Гале этого сказать нельзя: в ней столько детской непосредственности, замешанной на слезах и хохоте, столько радостного ожидания "другой жизни", что оторопь берет -- неужели так еще бывает?...

"ПОСТОЯТЬ У БЮСТА ЛЕНИНА ДЛЯ МЕНЯ БЫЛО БОЛЬШИМ СЧАСТЬЕМ"


-- Знаете, меня ведь многое с Украиной связывает. Моя мама -- украинка, родом из-под Белой Церкви. Когда-то ее даже приглашали в консерваторию -- такой был замечательный оперный голос. Она приехала поступать в Ленинград и пошла с подружками на танцы. А там встретила папу -- он как раз поступал в морское училище. У них завязался такой сумасшедший роман, что они оба не поступили. А через год родилась я. Зато мама потом всю жизнь играла в самодеятельности, а папа -- с баяном в школе проводил уроки пения. Наверное, тогда я и заразилась ядом сцены...

-- Галя, вы родились в Ленинграде, но легкий украинский акцент слышится.

-- Так я же все детство ездила с мамой в Белую Церковь. Меня за это даже в школе дразнили "хохлушкой", а на Украине говорили: кацапка. Я долго не могла понять, кто я на самом деле. Я была известной пионеркой-активисткой в городе. Наверное, даже слишком активной: подежурить у бюста Ленина для меня было счастьем.

-- Ну и ничего страшного. Это ведь счастье, когда человек во что-то верит. Какая разница, у какого бюста вы хотели постоять? Главное, что вы хотели.

-- (Мечтательно.) ...Это -- да. Когда я сказала, что после школы буду поступать в театральный, мама была категорически против.

"МНЕ СКАЗАЛИ, ЧТО ВЛАДИМИРОВ ЛЮБИТ "ФОРМЫ"

-- Интересно: сама мама хотела быть артисткой, стала певуньей-плясуньей в самодеятельности, а вам почему-то не рекомендовала подобную деятельность...

-- Понимаете, в те годы представления об актерской профессии были связаны... я не хочу сказать с проституцией, но с некой доступностью... Мама хотела, чтобы я была врачом (интересно, бывают ли среди врачей "доступные". -- Авт.): "Это самая благородная профессия на земле, это цвет нации". В конце концов я ее убедила и мне было позволено поступать.

-- А учились вы не у кого-нибудь, а в мастерской Игоря Владимирова в ЛГИТМИКе -- в то время главного режиссера Театра Ленсовета.

-- Точно. Поступала четыре года и все это время работала в конструкторском бюро и на витаминном комбинате. С тех пор мне совсем не трудно общаться с "простыми людьми". Кроме того, тогда я научилась видеть в каждом человеке ЧЕЛОВЕКА.

-- Почему так долго поступали?

-- У меня был дефект речи -- свистящее "с". Кроме того, я жутко тараторила -- никто ничего не мог понять. Когда мне объяснили, в чем дело, пришлось заняться вырыванием и выравниванием зубов и почти год я ходила с "шиной".

-- ...А на четвертый год вы поступили на курс к Владимирову...

-- С этим поступлением связана очень смешная история. Мне сказали, что Владимиров любит "формы". Перед экзаменами я в бюстгальтер натолкала ваты и сделала большой бюст. На просмотре я читала прозу Шукшина, затем перешла к Сергею Есенину -- "Песнь о собаке" мое любимое драматическое стихотворение. И в тот момент, когда я плачу и читаю "всех семерых поклал в мешок", я слышу "ха-ха-ха". Смотрю: Владимиров снял очки и, трясясь от хохота уткнулся головой в стол.

-- Смеялся?

-- Не то слово! Они все "рыдали" от хохота. Я же читала с закрытыми глазами и не заметила, как выпала из бюстгальтера моя вторая "грудь", но на пол не упала -- задержал пояс от юбки. Но я-то думала: "Пусть я плохо читаю, но что ж они, гады, надо мной так смеются? Нет, дочитаю из уважения к Есенину, а тогда уйду, хлопнув дверью". Успех я имела сумасшедший. Убило окончательно их то, что, заметив, наконец, что случилось с бюстом, я быстренько все это поправила, не прерывая трагического чтения. Этот жест решил мою судьбу.

-- Хочу спросить вас о покойном уже Игоре Владимирове. И при его жизни, и сейчас писали и говорили о нем всякое: "амбициозный", "жесткий", "чрезмерно увлекающийся женщинами", в том числе и теми, кто работал в его театре...

-- Ну, в общем-то да... Знаете, во время учебы он редко приходил на курс, работал с нами второй преподаватель. Но со своими студентами Владимиров был всегда мягок. Конечно, в последние годы это был уже другой Владимиров, однако почитание и любовь к женщинам он пронес до конца своих дней. Это правда. Но... ведь многим женщинам и девушкам это нравилось.

-- Он использовал свое служебное положение и славу -- мог взять на роль сегодняшнюю фаворитку? Или творчество и жизнь были "в разных корзинах"?

-- При нас этого уже не было. В театре, может быть, раньше... Я хочу сказать другое: как бы там ни было, в этом человеке чувствовалась сталь. И при этом, кого бы он не выделял, он понимал, что театр, спектакль прежде всего.

"Я ИЗ ТЕХ ЖЕНЩИН, КОТОРЫЕ ЗАВОДЯТ РОМАНЫ НА ВСЮ ЖИЗНЬ"

-- После ЛГИТМИКа вы работали в Театре им. Пушкина?

-- Да, я поступила туда с верой в то, что жизнь мне будет преподносить сплошные подарки. Увы. Вовсе не хочу сказать, что у меня там не было ролей -- были, в том числе и главные. Дело в режиссерах... Сейчас я понимаю, что этих людей близко нельзя было подпускать к профессии. Потом я ушла в Театр миниатюр, организованный в свое время Аркадием Райкиным. Объездили весь Советский Союз. В 1996-м, после аварии в Чернобыле были на станции с гастролями...

-- Галя, но ведь вы в это время были уже замужем?

-- Да. Мой муж -- тоже актер, и тоже учился у Владимирова. В свое время он уехал на некоторое время поработать в Мурманский театр, да так там и остался. Теперь у него другая семья. С сыном у нас замечательные отношения.

-- А зачем вы мужа отпустили на три года в Мурманск?

-- У нас сразу был договор: в профессии друг другу не мешать. Сейчас, кстати, он уже вернулся в Ленинград, но теплых взаимоотношений мы не поддерживаем. Знаете, в последнее время я прихожу к выводу, что у женщин гораздо больше внутренней силы и ответственности. Может быть, поэтому я и замуж потом не вышла, хотела воспитать в сыне Романе личность, способную противостоять любому давлению.

-- Вы никогда не посвящали Романа в свои романы, которые, наверное, все-таки были и есть у молодой красивой женщины?

-- Он знает людей, которые за мной ухаживают. Ко мне проявлял достаточно деликатное внимание Виктор Мережко, который имеет славу известного ловеласа. Я ему сказала: "Знаете, я из тех женщин, которые если и заводят романы, то только один раз и на всю жизнь. Так что подумайте, прежде, чем за мной ухлестывать". Он подумал и ответил: "Да, Галя, к сожалению это так: я -- любитель быстрых романов". Зато мы теперь с ним очень дружны. Так что пока мой главный роман -- мой сын Роман. Хотя сыну очень хочется, чтобы я нашла своего мужчину. Но в этой жизни могут предать все -- родители, любимые, друзья -- не предаст только профессия.

-- Профессия тоже может предать...

-- Да?

-- Еще и как... Ну, вас же довольно долго предавала ваша профессия -- не было достойных режиссеров в театре, не было ролей в кино...

-- Может быть... Значит скажу точнее: не предавать в профессии самого себя. Правда, на свою территорию я никого не пускаю, чтобы не нарушать принципы, которые уважаю...

"Я БЫЛА ТАКАЯ ИДЕЙНАЯ!"

-- А что это за принципы?

-- (Здоровый, радостный хохот.) Вчера вот по дороге на фестиваль я разговаривала с Олегом Фиалко. Он немножко выпил и, видимо понимая, чем меня можно взять, рассказывал разные байки, анекдоты... Я слушала, слушала, а потом заговорила (он сразу приуныл): "Олег, я, наверное, не настолько умна. Но у меня есть защитная реакция".

-- Как женщина строгих правил, вы не приветствуете легковесный флирт. Допустим, это так. А что, в таком случае, вы цените в мужчине?

-- Ум, благородство и нежное отношение к женщине. А если при этом он еще и обладает чувством юмора...

-- Ого, Галя! Как много вы хотите сразу. Это мне напоминает старый грузинский анекдот: "Хочу, чтобы жена была белой как снег и делала то, что я хочу".

-- Вы правы... А я жду чего-то подобного. Вот мне, например, нравится общаться с господином Мережко, еще с господином Гусманом, но там вообще по лезвию ходишь...

-- А почему вам не нравятся кратковременные романы? В них же есть своя прелесть... Вообще в слове "навсегда" есть что-то искусственное и лживое -- ничего не бывает навсегда. А потом, когда начинается роман, никогда не знаешь на полчаса это или очень надолго. Не будете же вы торги с судьбой устраивать..

-- Нет, вы не совсем верно поняли. Допустим мне очень нравится Мережко, но я прекрасно знаю: если мы с ним переспим, то
это еще продлится от силы "несколько раз". А так... есть перспективы дружить.

-- Значит, если с мужчиной переспишь, то и дружить с ним уже нельзя? Разве дружба зависит не от душевного "совпадения"? С человеком либо хорошо, либо плохо...

-- Ой, наверное, мне до сих пор мешает мамино воспитание, потому что в школе ведь все гуляли, а я младшего брата в коляске воспитывала. Кроме того, я же была такая идейная! Меня не то что мальчики, меня взрослые иногда побаивались! Наверное, это как-то отразилось на личной жизни. Прямо комплекс какой-то... С другой стороны сама себе говорю: "Галя, а может, в этом и есть твоя непохожесть". Я же и в кино, и в театре играю такие роли. Хотя журналисты и режиссеры утверждают, что из меня можно сделать секс-символ... Ну просто никто не может меня расколдовать...

"НАШЕ ГОСУДАРСТВО УНИЗИЛО МУЖЧИН"

-- Вот видите, вы придумали себе в 12 лет какие-то ограничения, которые со временем переросли в комплексы и вы теперь торгуетесь с собой. Вам давно хочется иного.

-- (Оживленно-заинтересованно.) А репутация, Наташа?! Как с ней?

-- А репутация -- это то, как вы себя чувствуете и кем считаете на самом деле -- "на каждый роток не накинешь платок". Можете не сомневаться, 90% ваших знакомых убеждены, что у вас роман с тем же Мережко. Чем ярче личность, тем больше о ней говорят. Согласитесь, не очень правильно из-за "маминого воспитания" проживать внутреннюю жизнь обратно пропорциональную внешней.

-- Я была сейчас на кинофестивале в Штутгарте и в меня влюбился молодой режиссер. К сожалению, я по тем же причинам не ответила на его ухаживания.

-- Вы когда-нибудь размышляли, что, наверное, миллионы женщин по тем же причинам жили, рожали детей и ушли из жизни, так и не сказав никому: "Я люблю тебя". И им этого никто не сказал. Они даже не догадывались, что репутация в этом смысле -- не более, чем фантом. На нашей с вами общей Родине, в СССРе люди часто были несчастливы в личной жизни в угоду ханжеской морали.

-- А у меня претензии к ней другие: наше государство унизило мужчин: выросли целые поколения, которые патологически не могут нести ответственность ни за детей, ни за любимых женщин.

"ИНОГДА ЧЕЛОВЕК ФИЗИЧЕСКИ ОЩУЩАЕТ СВОЮ СУДЬБУ"

-- Это правда: социализм подарил миру много мутантов. Слава Богу, что мы возвращаемся к каким-то нормальным человеческим и этическим ценностям. Галя, "Тоталитарный роман" -- ваша первая большая работа в кино -- и сразу такой успех. Фильм буквально забросали международными кинопремиями. Вы предчувствовали успех, ждали этой работы?

-- Да нет, я ничего не ждала. Бежала из одного театра в другой, искала работу. С "Тоталитарным романом" все случилось внезапно. Был отпуск, мы с мамой на даче клеили обои. И вдруг мама говорит: "Галя, ты посмотри, какая у нас огромная сорока сидит на бане (между прочим, фамилия режиссера "Тоталитарного романа" -- Сорокин. -- Авт.) -- и не улетает. Будет хорошее известие. Езжай-ка ты, дочка, в Ленинград". И я поехала... В 10 утра мне уже звонили со студии.

-- Как прошла первая встреча с Сорокиным?

-- Мы стояли с ассистенткой режиссера в коридоре. Вышла длинноногая красавица, я посмотрела: "Светлана Ивановна, вы уверены, что ничего не перепутали -- может, нужна эта девушка?". Когда я входила в комнату к режиссеру, я знала одно -- нельзя стараться понравиться. К этому времени я получила театральную "Нику" и считала, что кое-что из себя представляю. Когда я увидела Сорокина... Иногда человек физически чувствует судьбу. И он мне потом сказал:"Я как тебя увидел, меня просто током ударило:"Она"!

-- Я вчера посмотрела фильм и должна признать, что актриса действительно очень точно найдена.

-- Это потому, что там многое обо мне. Фильм снимался 4 года и я столько за это время перечитала и наслушалась людских историй, что все это стало моим. И многое изменилось в моих взглядах. Честно. Так что и в том, о чем мы говорили, есть надежда (смеется)... Марлен Хуциев мне на одном фестивале после просмотра нашей картины сказал: "Галочка, мне кажется, вы знаете, в чем заключается счастье..."

-- В чем? Скажите и мне...

-- В нас самих.