1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №238 (241) за 11.12.98

ЗОЛОТОЙ ВЕК ТЕЛЕДИЗАЙНА НАСТУПИТ НЕ СКОРО?

Считается, что высококлассная продукция отличается от некачественной в том числе и упаковкой. У последней она, как правило, яркая и пестрая, как плохая косметика.

Дизайн, или, иначе говоря, "одежда канала", на украинском телевидении -- тема больная, потому что провожают, конечно, по уму, но встречают-то по одежке. А "носить" многим пока просто нечего...

ЛЮДИ ИГРАЮТ В ИГРЫ: КТО В ШАХМАТЫ, КТО -- В ДОМИНО

Если говорить языком предельно упрощенным, то дизайн -- это организация среды обитания. И организуется она на телевидении по-разному -- в меру финансовых возможностей и таланта тех людей, которые этим занимаются. Конечно, всем хочется выглядеть стильно или, по крайней мере, модно. Чем различаются стиль и мода? Мода -- это то, что сегодня принимает продвинутый заказчик. Стиль -- правила игры, а игра, как известно, бывает разной: можно играть в шахматы, а можно -- в домино. К сожалению, стильным в полном смысле слова нельзя назвать ни один украинский канал: заставки, оформление студий, имидж ведущих -- нигде все это не сосуществует в едином ключе.

Талантливые дизайнеры понимают, что телевизор -- не ящик, а своеобразное окно в мир, возможность сообщить свое отношение к этому миру, создать на уровне подсознания определенное настроение. Лучше всего это удалось в свое время Валерию Бабичу на СТБ: его знаменитый абрикос не похож ни на что и стал, подобно зеленому шарику на НТВ, буквально визитной карточкой канала. То, что сделал после него Дмитрий Клищик, было тоже талантливо и интересно, однако совсем в ином плане, что не способствовало стилевой однородности.

ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ

Дизайн на 1+1 в достаточной степени эклектичен. Их заставки с ежиками, лягушками, ползущими по ботинку (ботинки модные -- "Доктор Мартинс" -- но что с того?), смутно напоминают аналогичную фишку на ОРТ и никак не вписываются в дизайнерскую концепцию канала, где есть "и жук, и жаба", и даже заставка с разноцветными лучами, удивительно напоминающая аналогичную на ЮТаРе (а обе они -- стандартные голливудские киношные отбивки).

Не лучшие заставки сделаны, например, для нового проекта "Не все дома": бодрые мультики с куда-то бегущими "ребятами и девчатами", шарики, кабанчики на велосипедах, по дизайнерской мысли, -- уровень "веселых картинок". А ТСН каждый раз предваряет логотип с открытым глазом, удивительно похожим на ощипанную ромашку.

Как сомнительная перепевка РТР (помните, там еще недавно настойчиво пропагандировали мудрые мысли Козьмы Пруткова?), выглядит введенный недавно Интером "культпросвет" -- строфы из русской поэзии по горизонтали, в каком-то месте совпадающие с логотипом канала. Очень трогательно, однако вторично и скучно до тошноты. Говорят, что машущий руками юноша со странным взглядом на Новом канале -- это модно. Действительно, модно, но и индифферентно тоже.

С КАРТОЙ ЗА СПИНОЙ И МОЛОТОМ В РУКАХ

Настойчиво работают над изменением имиджа на ТЕТе. Пока все, что сделано, выглядит не весьма привлекательно. На этом канале "полюбляют" кислотные цвета и нагромождение сложных композиций: картинка настолько забита деталями, что трудно фиксируется и получить целостное впечатление о "промелькнувшем" весьма сложно.

Достаточно архаичное зрелище -- дизайн Национального канала (УТ-1). Глечики с льющимся молоком, люди, отбивающие что-то молотом, кадры хроники -- от всего этого пахнет исконно-посконным советским киножурналом "Новости дня", и все-таки это вписывается в общую эстетику государственного телевидения. Удивительную вампуку предлагает вместе с УТ-2 "Молодежный канал"-- на фоне разбегающихся лучей встречаются две руки. Плоская, надо сказать, аллегория.

ЧЕРЕЗ ГЛАЗОК ТЕЛЕКАМЕРЫ

Лицо всякой телекомпании -- новости. Студия в данном случае имеет огромное значение. На украинском ТВ полноценную студию, оформленную в "эмтивишном" стиле, имеет только тот же Новый. Все остальные (Интер и 1+1 в том числе) работают на выгородках, и это очень заметно: унылая сине-зеленая карта за спиной ведущих 1+1 или "занавесочка" с датой в "Интерновостях" -- разница в сущности небольшая..

Как известно, камера многое меняет. Можно придумать отличный интерьер, но через ее "глазок" все выглядит иначе. Скажем, желтая сетка на черном фоне в "Герое дня" на НТВ создает иллюзию гигантской студии. В то же время пространство можно сделать плоским и банальным до абсурда. Особенно трогают задники на ЮТаРе, ТЕТе, НАРТе, которые очень похожи на аналогичные сооружения на "правительственных" концертах в областных муздрамтеатрах. "Молодежный интерьер" для передачи "Світ Нова" (СТБ) напоминает образцы аналогичных интерьеров на польском ТВ десятилетней давности, и никакой "продвинутостью" здесь не пахнет, как это декларируется в самой концепции.

КТО ЗАКАЗЫВАЕТ МУЗЫКУ?

Близится Новый год. Традиционно это время замены "одежды" канала. Какой она будет в грядущем 99-м, особенно интересно, потому что произошла некоторая рокировка: ушел с СТБ на 1+1 Дмитрий Клищик, Валерий Бабич работает самостоятельно, на многих каналах появились новые дизайнеры (но отнюдь не новички в этом деле). К сожалению, не все от них зависит, потому что существует "заказчик" с разными финансовыми и эстетическими возможностями. Одним словом, как ее кормят, так ее и танцуют.