1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №56 (311) за 26.03.99

ГОРОДСКОЙ РОМАНС

Наконец, свершилось. В столичном Доме кино состоялась премьера третьего и последнего фильма студии Довженко 1998 года "Тупик" Григория Кохана по повести Андрея Кокотюхи.

Картина -- типичное малобюджетное кино. Открытия Годара сорокалетней давности, вызывавшие в свое время восторг критики и киноманов, сегодня стали повседневностью творческого процесса. Подлинные интерьеры, живые съемки на улице без массовки, скрытая или полускрытая камера -- нынче неотъемлемые приемы добротной режиссерской работы. И Кохан владеет ими в совершенстве. Получивший широкую известность по телесериалу "Рожденная революцией", режиссер никогда не забывает о зрителе. Умелый подбор актеров, крепко закрученный сюжет -- особенности его режиссерского почерка. И на этот раз они не подвели. Молодой дезертир попадает в лапы преступного мира... Встреча с женщиной, так же, как и он, загнанной в глухой угол, короткий роман, деньги, шантаж, убийства и в конце, как полагается, погоня и торжество добра -- типичный набор "криминального чтива", неизменно приносящий успех его создателям. Казалось бы, на этом можно было бы и закончить...

Но нет! Есть в картине нечто, что не дает право ограничиться дежурным набором комплиментов. Это высший пилотаж режиссуры -- атмосфера ленты, ее активный второй план. Женщина с собаками на площади Независимости ("Пожертвуйте на содержание бездомных животных"), бомж, копающийся в урне, жадно глотающий остатки пива из банки, нищенка, клянчащая деньги у героя на разрытом Крещатике, уличный музыкант, продавщица-зазывала на борщаговском рынке "Колибрис" -- живые приметы времени. Благодарный зритель ничего не упускает из виду, активно реагирует на все. Этот пласт картины особенно притягателен. Здесь срабатывает эффект восприятия, названный еще Аристотелем "узнавание". В эти счастливые моменты кино освобождается от пут случайного и становится зеркалом жизни.

Никогда наш город не был таким фотогеничным, как в "Тупике". В объективе Виталия Зимовца живут собственной независимой жизнью горбатые улочки, дворы-колодцы, старые стены. Уродливое и некрасивое -- все достойно искусства.

Пройдут годы, устареет игра актеров, выйдут из моды режиссерские приемы, но вечно молодым останется сфотографированный момент, конец девяностых уходящего столетия -- реконструкция Крещатика, возведение бань Михайловского Златоверхого, блеск и нищета нашей жизни...