1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №147 (402) за 10.08.99

"УЖАСНО, КОГДА МУЖЧИНА НЕ МОЖЕТ НАКОРМИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА"

Многих актеров поколения Василия Ланового начинают потихонечку подзабывать, но Василия Семеновича любят по-прежнему. Да и как иначе: он ворвался в кинематограф в одночасье, сыграв главные роли в "Павке Корчагине" и "Алых парусах". После этого за ним (какую роль бы он не играл!) прочно укрепилась слава красавца-мужчины, и он подтверждал это -- и в "Анне Карениной", и "Войне и мире", и в "Офицерах", и в многих других картинах. "Какой голос!..." -- вздыхали дамы и не находили слов -- возможно потому, что в те времена слово "сексапильный" в отдельно взятой стране не употреблялось.

А вот, в реальной жизни Василий Семенович несколько иной -- непримиримый, резкий, имеющий на все личное мнение... Для начала он дал мне послушать исполнение песни на стихи Есенина (а-капелла). Песню пели четверо юношей, я же честно вслушивалась. По окончании артист торжествующе спросил: "Ну как?!" -- "Хм, замечательно".

"ЛЮДИ ОТ БЕЗЫСХОДНОСТИ КОНЧАЮТ С СОБОЙ"


-- Василий Семенович, мы оба помним те замечательные времена, когда в театр ходить было престижно и в вашем родном доме -- Театре им. Вахтангова каждый вечер были аншлаги. Сегодня общественное и финансовое положение артиста -- плачевно. Может ли он в таких обстоятельствах сохранять чувство собственного достоинства?

-- Нет! Я знаю военных, которые от безысходности кончают с собой, знаю шахтеров, которые ложатся на рельсы. Чем же отличаются страдания артиста? Не должно быть такого, чтобы мужчина не мог накормить своего ребенка! У нас в театре 90 актеров и только некоторые из них -- те, кто имеет хоть какое-то подобие имени -- могут выжить. У нас уже несколько человек -- и притом отличные актеры -- ушли в торговлю.

-- Это естественно: когда человек ежеминутно думает о хлебе насущном, разве он в состоянии размышлять об искусстве? Более того, культура сама потихонечку уходит из театра. Недавно на гастролях в Киеве был Олег Табаков: половина из заявленного на спектакль времени прошла как творческая встреча, после чего была показана только часть спектакля "20 минут с ангелом". Что это, если не шоу-бизнес?

-- Должен вам сказать, что всерьез к вашему Табакову (к моему?! -- Авт.) в Москве никто не относится. Чтоб вы это знали. Он ублюдок изначально -- это я давно знал, но то, что он людей, которых ведет за собой, превращает в ублюдков -- тоже теперь знаю. Однажды он сказал очень точную фразу: "Я наконец-то научился зарабатывать деньги". Это было еще в те времена. Табаков, когда выезжает куда-то, снисходительно диктует организаторам меню и цвет машины, в которой будет ездить. Даже "попса" до этого не додумывается. Конечно, и Женя Миронов, и Сережа Безруков -- очень хорошие актеры, но если они не будут подстраиваться под Табакова, то просто не будут востребованы в этом театре.

"ПОКАЖИ ИМ СВОЮ ЗАДНИЦУ -- ЗНАЕШЬ, КАК ВСЕ БУДУТ ХОХОТАТЬ?"

-- Как вы считаете, удалось ли в вашем, вахтанговском театре, сохранить присущую ему раньше культуру и атмосферу. После смерти Симонова?

-- Насчет атмосферы не знаю, но культуру -- точно нет. Я три года выступал против того, чтобы на сцене Театра им. Вахтангова ставил спектакли Виктюк. Знаете, как в древнеримской империи говорили: "И кроме того Карфаген должен быть разрушен". Так и я три года, выступая на любом собрании в театре, говорил нашему худруку Михаилу Ульянову: "И кроме того, Миша, Виктюк не должен быть в Театре Вахтангова". И, наконец, когда Ульянов выгнал его из театра, я спросил: "А теперь скажи, нужно было, чтобы мы три года это терпели?!" Понимаете, Виктюк уже загубил Сережу Маковецкого и других актеров. Если Маковецкий на вручении театральной премии на вопрос, что он испытывает отвечает: "Оргазм", то о чем говорить! Не может так говорить человек, который более или менее приобщен к культуре. А сейчас у нас в театре появился точно такой же Мирзоев и Миша (Ульянов. -- Авт.) собирается ему давать ставить "Сирано де Бержерака". Я не выдержал: "Что ты делаешь?" -- "Публика ходит, молодежь хохочет..." -- "Да мало ли! Вот покажи им свою задницу -- знаешь, как будут хохотать -- и не только молодежь". Но мы же, артисты старшего возраста -- Ульянов, Лановой, Яковлев, Шалевич -- должны нести ответственность, как-то попытаться сохранить культуру, традиции в театре! Да и не только в театре. Вот обратите внимание: мы уже начинаем привыкать к этим идиотским "многотиражным" бразильским фильмам. Такое ощущение, что эту западную "шелупонь" специально закупают, чтобы люди перестали думать. Ведь на Западе есть очень хорошие фильмы, так нет -- всякое дерьмо покупают!

-- Ну, хорошие, пожалуй подороже будут...

-- Нет денег, вообще ничего не покупайте! Ну, пойми, нельзя это показывать: мы теряем целые поколения, уже потеряли! Уже как минимум два поколения воспитаны, которые поют не наши песни и ценности у них не наши. Вот я сейчас выпустил спектакль на двух актеров. Называется он "Посвящение Еве" Эрика Шмидта. Пьеса была написана для Ален Делона и еще одного актера. Ездили люди во Францию смотреть, говорят: "Не-ет. У тебя лучше. Вы эту пьесу играете, умирая по-русски". Будете в Москве, позвоните мне, я вам дам билеты: посмотрите и скажете свое мнение.

-- Василий Семенович, но ведь прав ваш коллега Ульянов: нравится публике многое, что вы не приемлете. Так может публика действительно "дура"?

-- Никогда с этим не соглашусь. Да, молодое поколение настроено на "попсу": в консерватории или зале им.Чайковского я почти не вижу молодых людей. Вот в чем ужас. Они идут на Виктюка, Мирзоева... Я тут недавно специально пошел на мирзоевский спектакль "Укрощение строптивой". Большей гнили я не видел. Я все понимаю -- плохое есть в каждом человек в разных дозах, но почему это должно быть предметом искусства?

-- Разрушение сейчас, наверное, происходит не только в театре... А во МХАТе что происходит? Он практически погиб.

-- (Хмуро.) Да и мы погибли. Все пока держится на старшем поколении. И государству нет до этого дела.

-- Расскажите о последних работах в кино.

-- Сейчас я снимаюсь у Игоря Таланкина в картине "Незримый путешественник" -- последние три дня жизни Александра I. Я играю Александра, а мои партнеры -- Аллочка Демидова, Георгий Жженов, Толя Ромашин, Владимир Гостюхин. Хорошая компания, правда? Но, к сожалению, и на кино нет денег.

"КОММУНЯКИ-ЗАРАЗЫ НИ МЕТРА ТЕРРИТОРИИ НЕ ПОТЕРЯЛИ..."

-- Вы -- член Союза кинематографистов, который ныне возглавляет Никита Михалков...

-- Знаете, у меня такое ощущение, что Никита Сергеевич перестал быть художником. Он влез в политические игры. Нынешняя картина "Сибирский цирюльник" -- это такая оперетка, фольга. А ведь раньше снимал замечательные картины. Подтверждается моя старая мысль: не должен художник заниматься этим г..., именуемым политикой. Политика -- это компромисс: как только ты идешь на него, платишь за это как художник. Знаете, из моего окна видна часть Кремля, и когда была премьера "Сибирского цирюльника", -- устроили грандиозный салют. Такого не было на 9 Мая. Я смотрел на это и думал о том, что в это время нищие арбатские старухи роются мусорных ящиках. После этого Михалков для меня закончился раз и навсегда. Повторяю, компромиссы всегда чреваты. Посмотрите, что стало с нашим носителем хороших волос (насколько я понимаю, имеется в виду Борис Николаевич. -- Авт.) в течение трех лет!

-- Да, как-то очень быстро... три года назад он еще лихо в теннис играл...

-- Именно! Наш Леонид Ильич становился маразматиком в течение 20 лет, этот же -- за три!

-- Думаете, за все надо платить?

-- Конечно.

-- А тогда по каким законам это "раскладывается"?

-- Думаю, по законам разрушения собственной души. Вступив на этот путь однажды, свернуть трудно -- все, привет. Не надо играть в чужие игры. Наш Евгений Симонов в конце жизни... Вот как только он начал брать в репертуар театра Бог знает какие пьесы (я потом узнавал почему), играть в другие игры -- он уже не мог остановиться. Посмотрите на Олега Ефремова -- какое разрушение личности идет. А ведь ему только 70 лет! Господи, у нас Толчанов в 92 года выходил на сцену и это был цельный, цепкий, ясный ум.

-- А когда-то "тупые, узколобые" советские функционеры по-своему заботились о театре и опекали его...

-- У демократов другие задачи: они сами целенаправленно разрушают государство -- начиная от Гайдара и Чубайса. Если человек в открытую говорит: "Я посоветуюсь с Вашингтоном", о чем мы говорим?! А вот "коммуняки -- заразы и суки" ни метра не потеряли территории, ни метра не продали. Как писали на Западе после полета Гагарина -- "Оказывается, у них образование, культура гигантские!"

"ЖЕНА СКАЗАЛА: "КОГДА-НИБУДЬ ТЕБЯ УБЬЮТ"

-- А вы видите сегодня среди политиков людей, которые достойны управлять страной?

-- Для этого нужно сначала остановить безумие. А кто мне симпатичен из политиков? Я скажу. Я оба раза голосовал за коммунистов. Надо отобрать все наворованное и установить государственные ценности. Более того, если придет к власти пусть не коммунист, но убежденный государственник -- это тоже хорошо.

-- То есть идеологическая окраска для вас не так уж важна?

-- Абсолютно нет. Лишь бы это было на пользу стране. А не на пользу этим ублюдкам. Я понимаю, что немногие могут так откровенно говорить обо всем, как это делаю я -- даже из нашего брата артиста. Жена говорит (Василий Семенович много лет женат на известной актрисе Ирине Купченко. -- Авт.): "Тебя когда-нибудь убьют".

-- Будем надеяться, что это не случится. Скажите, Василий Семенович, вы всегда могли позволить себе такую роскошь, как быть свободным человеком -- оставаться при любых обстоятельствах самим собой?

-- Не всегда. И о многом жалею. Но объясню почему. С появлением детей человек становится невероятно уязвим. Вспомните 1991-1992 годы. У меня два сына, и в эти годы им было 15--16 лет, они ели, как волки, а я ничего не мог им принести: в те годы не было спроса даже на актеров с именем. Мы с женой -- два народных артиста -- приносили им только то, что нам давали в театре. А что там давали -- понятно. Мы в буквальном смысле слова голодали. В это время я сознательно пошел на компромисс -- записался на радио в рекламе.

"МЕЧТАЮ ДОЖИТЬ ДО ТЕХ ВРЕМЕН, КОГДА МЫ ОПЯТЬ БУДЕМ ВМЕСТЕ"

-- Чем же сейчас занимаются ваши мальчики?

-- Младший закончил в прошлом году институт, работает в Казначействе. Старший закончил исторический, сейчас защищает диссертацию.

-- Не хотели стать актерами? Это же просто бацилла для детей из актерских семей?

-- Нет. Мы с Иришей изначально настраивали их на другое. Хотя оба красавцы невероятные -- такой материал! Когда-то Ириша ехала на съемки и говорит мне: "Я возьму Сашу с собой". Мой ответ всегда был однозначен: "Попробуй только! Убью!". Так что детей на съемки мы никогда не возили.

-- Ваша жена -- артистка. Не трудно ли двум творческим людям уживаться в одном доме, да еще столько лет?

-- Если бы я сейчас начинал, я бы никогда не женился на актрисе. И все же, это трудности такого порядка, которые можно преодолеть.

-- Что важнее в браке -- любовь или уважение? И нужна ли любовь, если есть взаимопонимание?

-- (Туманно улыбаясь.) Вот вы на свой вопрос и ответили.

-- Я знаю, что вы футбольный фанат. Помню, как мы вместе в прошлом году на этом же корабле смотрели чемпионат мира по футболу... Надо сказать, что вы человек азартный -- молодые могут позавидовать.

-- Я вообще человек азартный. А кроме того, очень люблю спорт. Мне 65 лет, но я каждое утро бегаю и выгляжу, как видите, еще ничего. Подвижность -- это у меня от мамочки. Кроме театра и кино, у меня еще концерты, преподавание, радио -- так что мотаюсь с утра до вечера.

-- Не любите просить?

-- Нет. И старался никогда этого не делать.

-- Можете сегодня позволить себе "никогда, ничего, ни у кого" не просить?

-- Могу.

-- Мечтаете о чем-то в свои 65?

-- Хочу дожить до того момента, когда наши Украина и Россия опять будут вместе. Разве не преступление было расчленить одно тело? Ноги и голова не могут существовать по отдельности.