1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №177 (180) за 16.09.98

В ОЖИДАНИИ НАСЛЕДСТВА. ЧЕРНОМОРСКОГО

Украине следует установить гражданский контроль над Черноморским флотом. Какая бы то ни было передислокация российских кораблей должна совершаться только с разрешения Киева, считает вице-адмирал, член Комитета ВР по вопросам безопасности и обороны Борис Кожин. На днях он намерен встретиться с командованием ЧФ для урегулирования этих и некоторых других правовых проблем.

Неурядицы с Черноморским флотом (Россия) длятся с 24 августа 1991 года, когда Верховная Рада приняла постановление автоматически переподчинить Украине все вооруженные формирования, базирующиеся на ее территории. Тем не менее некоторое время ЧФ продолжал оставаться частью вооруженных сил несуществующей страны, то есть СССР. После подписания Ялтинского соглашения крымские корабли де-юре стали собственностью обоих государств, а де-факто подчинялись министерству обороны РФ. Межправительственное соглашение о разделе флота, по сей день не ратифицированное парламентом, тоже не расставило точки над "і".

Ни бывшему премьеру Павлу Лазаренко, ни новому министру иностранных дел Борису Тарасюку пока не удалось усмирить Верховную Раду, которая продолжает заниматься "перетягиванием каната" с российской Госдумой во "флотском" вопросе. Эта проблема была и остается главным камнем преткновения в украинско-российских отношениях: на правительственном уровне корабли вроде бы и поделили, а на парламентском -- до сих пор не выработаны правовые механизмы взаимоотношений между командованием РФ и крымскими властями, статус ЧФ, условия финансирования и базирования российских войск на нашей территории.

Сможет ли Верховная Рада ратифицировать соглашения по ЧФ к концу нынешнего года? Пока что каждая из партий по-своему намерена "вершить судьбы" черноморских кораблей. К примеру, глава Комитета ВР по национальной обороне и госбезопасности Георгий Крючков (фракция Компартии) считает, что Украина не должна претендовать на весь Черноморский флот, поскольку последний является "военным наследством" Советского Союза, стало быть, и России причитается "кусочек". Судя по откликам, эту позицию поддержит все левое крыло ВР.

Точка зрения Народного Руха прямо противоположна. "Доля Украины в производстве валового внутреннего продукта (т. е. в общем объеме товаров и услуг) бывшего Союза составляла 25%. Стало быть, наша страна имеет право на каждый четвертый корабль. В то же время доля ЧФ в боевом потенциале Военно-морского флота СССР -- 16%. Так что Черноморского флота даже недостаточно для "компенсации" союзного наследства Украины, -- утверждает Борис Кожин (фракция НРУ). -- Подписание межправительственного соглашения в его нынешнем виде, -- 254 корабля отошли к Украине, а 271 -- к России, -- противоречит Концепции национальной безопасности. Кроме того, базирование российских кораблей на нашей территории дестабилизирует ситуацию в Крыму".

По словам вице-адмирала, позицию Народного Руха намерены поддержать зеленые, Народно-демократическая партия, Конгресс украинских националистов, частично -- СДПУ (о) и внефракционные. Однако число единомышленников Руха вряд ли достигнет 226 (именно столько голосов необходимо для утверждения соответствующего закона). Возможно, точка зрения депутатов изменится после переговоров Бориса Кожина с командованием ЧФ, а также выступлений в стенах ВР первых лиц МИДа, министерств финансов и обороны.