1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №194 (197) за 09.10.98

"МЫ НА ЧТО-ТО НАДЕЕМСЯ, ЗАРАНЕЕ ЗНАЯ, ЧТО НИЧЕГО НЕ БУДЕТ"

О Сергее Бодрове-младшем знают не много и не многие. Хотя, наверное, если обратиться к поклонникам "нашего" кино, всяк вспомнит крутые новинки сезона 90-х -- "Кавказский пленник", "Брат". Благодаря этим фильмам Сергей Бодров стал "новой русской звездой", раскрученной пока лишь в программе "Взгляд". Сегодня о младшем представителе семейства Бодровых (отец Сергея, его тезка, -- известный российский кинематографист, режиссер "Кавказского пленника") много говорят в Украине. Ибо здесь снимается большое европейское кино с его участием. Фильм "Восток--Запад" -- новый проект Режи Варнье, автора небезызвестного французского опуса "Индокитай". В Украине он стал возможен благодаря продюсерам с нашей стороны -- Студии "1+1".

-- Сергей, вы кино вообще любите? Когда я наблюдала за вами на съемочной площадке, где все носятся, а вы спокойно читаете книгу, у меня создалось впечатление, что вам не особенно интересно.

-- Кино -- это ожидание, а время очень дорого. Я не могу скучать. Вот и читаю или наблюдаю за процессом и сочиняю истории. Иногда смешные. Их удобно использовать в разговоре с посторонними.

-- И часто приходится это делать?

-- Приходится, конечно. С одной стороны, хочется быть искренним. Вот вы что-то спрашиваете -- я очень честно отвечаю, а потом вы мне бумажку принесете, и получится глупость, и не потому, что вы чего-то там плохо... Просто говоришь иногда банальности. Сам в это веришь, но мысли-то нужно формулировать и запоминать.

-- Таким образом художник играет с публикой? Создает мифы?

-- Ну да. Например, встречи со зрителями. Люди приходят, хотят что-то услышать. Они ждут шоу. Что-то типа: "Ты снимался в кино. В этом фильме, и в том тоже. Давай, рассказывай". И это не обман, это игра.

-- После "Брата" вас считают криминальным героем нашей постсоветской территории. У "них" Тарантино, у нас -- "Брат". Вас, человека классического образования (Бодров по специальности искусствовед), не подавляет то, что криминальная культура -- блатной сленг, стрельба, киллеры -- плотно вошли в святыню -- искусство?

-- То, что происходило вчера, -- было интересно вчера. То, что происходит сегодня, -- актуально и интересно сегодня. Если все начнут только вечное кино снимать -- это будет чуть-чуть странно. А в "Брате" криминальное -- это форма. Тарантино мне нравится. Здорово сделано! Теперь бандитская культура в кино немножко эстетизировалась. Как в свое время была эстетизирована мафия в "Крестном отце": шляпы, плащи. Или фашизм в "Семнадцати мгновениях весны". Под пером или перед камерой это приобретает какой-то свой образ.

-- Зрителю со стороны актеры кажутся просто богами. А каковы на самом деле отношения на съемочной площадке?

-- У нас работают французы, болгары и украинцы. Все довольны. Даже французы, которые не очень открыты и щедры на комплименты. С Режи замечательно работать: он точно знает, чего хочет.

-- Это и называется гениальностью? Или профессионализмом? Михалков, например, заявляя, что Меньшиков профессионал, имел в виду сиюминутную готовность: чечетка -- значит бьем с ходу, не репетируя по сотне раз.

-- Меньшиков, безусловно, профессионал. Но не думаю, что для Михалкова профессионал тот, кто выполняет задачу. Это он сказал, отвечая на какой-то вопрос. Легкие таланты и легкие гении?.. На самом деле это иллюзия. Кто знает, что стоит за этой легкостью? Понятно, что за все платишь, но разную цену.

-- Вы, насколько известно, не очень жалуете прессу?

-- Это замечательная профессия, но среди журналистов сегодня много дилетантов с властью в руках. Та же Сандрин Боннер рассказывала, что на Западе люди стесняются желтой прессы. Женщина покупает в киоске желтую газету и стыдливо прячет ее в сумку. Несет ее так, будто порнокассету купила. Но, конечно, общение актеров и прессы -- обоюдоострый процесс. Часто подаются материалы, не чуждые обыкновенного хамства. На уровне, кто как одет, кто что выпил сегодня, писать просто. Естественно, за это любить не будут. Я так говорю, хотя сам в какой-то мере этим занимался.

-- Режи Варнье, по-моему, очень традиционный режиссер?.. Все просто и реалистично -- сегодня это не модно.

-- Простота вообще-то -- очень хорошее слово. Сложнее -- не значит лучше, интереснее, моднее, современнее. Есть много способов рассказывать истории. Можно делать кино синее, можно -- белое. А можно -- с большой буквы. Есть такой глупый критерий: взаправдашнее кино, как в жизни. Чуть страшнее, чуть лучше, но как в жизни. Я недавно посмотрел по "1+1" "Французскую женщину" -- это настоящие страсти. Не знаю, как это можно сделать: просто или сложно. Это само по себе настолько просто и сложно, и настолько прекрасно...

-- Но ведь с первого кадра понимаешь, чем все закончится?..

-- Ну и пусть. Когда мы начинаем сравнивать вот это кино и то кино -- допустим, здесь лучше сцена оргазма, а здесь она хуже, но зато здесь интереснее пейзажи... то так можно сравнивать картинки в учебнике, таблицы. Ну, знаем, чем кончится... Но и в жизни все ясно. Мы влюбляемся, мы на что-то надеемся, заранее подозревая о том, что ничего не будет.