1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №59 (314) за 31.03.99

ТАМОЖНЯ БЫВАЕТ "КУСАЧЕЙ", ТОЛЬКО...

Наверное, все помнят слова героя боевика советских времен "Белое солнце пустыни": "Не за себя -- за державу обидно!" Фраза, произнесенная таможенником, которого блестяще сыграл Павел Луспикаев, звучала лейтмотивом беседы с Государственным советником таможенной службы III ранга, руководителем Киевской областной таможни Александром Федоровым.

-- Один политик когда-то сказал, что не знает, как резко улучшить благосостояние общества, зато в курсе того, как сделать лучше жизнь каждого отдельного гражданина. И посоветовал устроиться на работу в таможню...


-- Уйму можно вспомнить изречений типа: "Да не оскудеет рука дающего и не отсохнет рука берущего", масса анекдотов на этот счет... Но такова уж психология человека -- больше запоминается плохое, чем хорошее. Скажем, в прошлом году Таможенная служба передала в государственный бюджет более 3 миллиардов гривен, которые сравнимы с финансированием здравоохранения, высшего и специального образования, а также культуры и МИДа. То есть Таможенная служба предоставила государству сумму, сравнимую с бюджетами столь уважаемых министерств и ведомств.

Хотел бы напомнить, что, кроме своей основной работы, сотрудники таможни поддерживают и усиливают другие органы и ведомства. Таможню не зря отождествляют с границей -- наша служба вплотную занимается оформлением пассажиров, транспорта. Да, собственно, с чем только не приходится сталкиваться и чем заниматься! И карантином растений, и ветеринарами, и безопасностью... Но почему-то об этом не говорят, а вот если взяточника поймали, вот это -- сенсация! Причем с далеко идущими выводами и обидными обобщениями.

Это потом выясняется, что речь идет о 30 гривнях или такого факта вообще не было...

-- Вы так говорите, как будто в таможенных органах работают исключительно честные люди, а вся "чернуха" -- журналистские домыслы...

-- Вот вы представьте себе молодого человека, закончившего вуз и не имеющего на данный момент ни звания, ни выслуги. Оклад таможенного инспектора -- 75 гривен. А у него -- семья: неработающая жена и ребенок. В долгожданный день зарплаты он получает на руки свои 75 гривен и думает, как бы на них прожить -- заплатить за квартиру, свет, газ, обувь, одеть и накормить семью? А ежедневно мимо него -- в пассажирском и товарном оборотах -- деньги проплывают десятками тысяч. Это, знаете, как голодную собаку на цепь посадить и приказать стеречь огромный кусок мяса: "Стереги, но трогать -- не смей!" Примерно такое у нашего государства отношение к госслужащему. Зато предприниматели, которых облагают драконовскими налогами и запретами, -- всегда в поиске: как законы эти обойти? Самый простой выход -- дать таможеннику взятку...

-- Вы сказали, что у вас таки драконовские налоги... Знаете, даже смешно читать список товаров, которые, скажем, ты можешь беспошлинно привезти из-за границы: все, вплоть до пылесоса, -- предметы роскоши, а посему облагаются налогом...

-- Когда таможенников обвиняют в том, что у нас, де, высокие акцизы, пошлины и так далее, немножко забывают о том, что таможня -- это орган исполнительной власти. Есть принятый Верховной Радой закон, который Таможенная служба обязана выполнять. Другое дело, что давно пора задуматься -- возможно ли построить нормальное общество, отнимая, скажем, у того же предпринимателя 80 процентов прибыли? Сколько бы не изменяли законы в сторону ужесточения, всегда найдутся люди, способные этот закон обойти. И они, естественно, будут давать взятки, чтобы самим как-то выжить...

А что делает наша судебная власть? За мешок картошки или три куста смородины в позапрошлом году 70-летних бабушек к пяти-семи годам условно приговорили. А когда эшелонами крадут -- ничего! А вы говорите -- таможенники виноваты...

-- Но если законодательная база усугубляет сложившуюся ситуацию, то, возможно, ее нужно изменить?

-- Еще римляне говорили: "Закон суров, но он закон". Но если закон не работает -- об этом должна голова болеть у тех, кто занимается законотворчеством. Неработающий закон, наверное, нужно пересмотреть. По тем или иным статьям у нас "садится" масса народу. Но кто анализировал -- норма ли это, и может ли закон ограничивать людей в каких-то свободах? Кто задумался, почему случилось так, а не иначе?

Мы сами избираем парламент. И кого винить в том, что имеем эти, а не иные законы? Скажем, из наших избранников народных хоть кто-то отчитался о реализации своих красивых программ? Хотел бы я увидеть депутата, который не остался жить в Киеве, в закрепленной за ним квартире. И если бы только это. А чем заслужил? Кто-то у него об этом спрашивал? Не спрашивал. А потому с нами и не считаются ни как с людьми, ни как с народом...

Мы не занимаемся политикой, но пытаемся, исходя из ситуации и в общем-то ограниченных своих возможностей, что-то изменить, вносим свои предложения в Таможенную службу.

-- А чем конкретно занимается Киевская областная таможня?

-- Оформлением всех субъектов внешнеэкономической деятельности по Киевской области. В прошлом году, например, мы перечислили в бюджет Таможенной службы 150 миллионов гривен.

К слову, коль заговорили о налогообложении, то мы, как сотрудники бюджетной сферы, получая зарплату, платим в бюджет налоги. А ведь Таможенная служба приравнена к правоохранительным органам -- так же, как СБУ, МВД, прокуратура. Но вот парадокс -- их сотрудники подоходный налог не платят, живут за счет бюджета. Таможенники же мало того, что пополняют бюджет, но еще и платят из собственного кармана суммы в виде подоходного налога... Так не должно быть. Налоги обязаны платить все.

-- Александр Олегович, а никогда не возникало желания оставить этот "неблагодарный таможенный труд"?

-- Зачем же так иронично. Видите ли, каждый выбирает свой путь сам. 14 лет я проработал в таможне. Начинал инспектором в аэропорту "Борисполь", потом был зам. начальника таможни. Перешел в центральный аппарат Таможенной службы, работал там в должности начальника организационно-инспекторского управления. Так сказать, был таможенником, которого любят не все таможенники, то есть занимался нечистоплотными людьми -- теми, кто дискредитирует таможенные органы.

Бывало, что все иногда переворачивалось внутри, но... Как вспомню весь путь, который прошел -- действительно, жаль бросить свое дело. Мне поступало уже немало предложений по поводу работы. Я свободно владею английским, знаю французский, с компьютером на "ты". Так уж исторически сложилось, что я был первым украинским таможенником, приехавшим на обучение в штаб-квартиру Совета таможенного сотрудничества ( сейчас Всемирная таможенная организация). После обязательного отбора прошел подготовку в США, потом в Великобритании, Голландии, в Бельгии... И все ради того, чтобы что-то полезное для своей службы сделать. Радует, что очень многие интересные нюансы, характерные для западных служб, есть уже и у нас. То есть положительные перемены налицо. Недавно Украина вошла в Исполнительный Совет международных дорожных перевозок, подписанной в 1975 году 62 странами. Причем в Исполнительный Совет попали только 9 членов, избранных тайным голосованием представителей 62-х стран. Должность выборная. Выбор пал на меня. Думаю, не стоит говорить, что для меня большая честь представлять нашу страну в столь влиятельном органе.

-- Что дает членство в Исполнительном совете?

-- С политической точки зрения -- Украина еще раз заявила о себе. Что касается экономики, то, как известно, она... не любит ждать: деньги -- груз, товар -- деньги. Чем быстрее идет такой оборот, тем стремительнее развивается экономика любой страны, и Украины в том числе.

Очень много денег не попадает в бюджет Украины из-за того, что перевозчики не доставили тот или иной товар к месту назначения. Конвенция же предусматривает истребование до 50 тысяч долларов за каждую недоставку. В России, например, по сумме уже порядка 8 миллионов долларов доказанных недоставок. У нас картина более благоприятная, но приходится постоянно сталкиваться с тем, что определенные структуры не всегда желают, да и просто не хотят платить долги. Вхождение в Исполнительный Совет, в функции которого входит контроль за соблюдением Конвенции МДП на международном уровне и внутри страны, дает право голоса и возможность существенным образом влиять на процедуры, касающиеся возврата денег в бюджет государства, наказывать виновных или причастных к недоставкам, вырабатывать необходимые рекомендации по применению тех или иных положений Конвенции.

Существенно, что Исполнительный Совет определяет стратегию и тактику работы и голос представителя Украины имеет немаловажное значение.

-- Например?

-- К примеру, представитель Великобритании предложил предоставить перевозчикам возможность передавать книжку МДП третьему лицу. Чем это чревато для нас? У нас, как известно, появляются фирмы-однодневки. И вот, представьте, что такая фирма берет на себя обязательства доставить груз, а потом... исчезает. На предыдущей сессии я и представитель России высказались против этого решения. И, несмотря на то, что 62 страны -- участницы, голос двух стран, членов Исполнительного Совета, имел решающее значение. Это очень важно для нас -- потому что экономически выгодно.

-- Александр Олегович, а напоследок я спрошу, можно ли найти "золотую середину", чтобы и народ не роптал на таможенников, и государство имело прибыль?

-- В любой работе не обходится без шишек и шероховатостей. Но если мы знаем свои сильные и слабые стороны, -- значит, знаем о себе многое. А, следовательно, можно попытаться что-то изменить, и мы это делаем.

Но если мы (не мы -- таможня, а мы -- государство) стремимся с помощью высоких налогов получить эффект большого количества денег, нужно помнить, что это эффект сиюминутный... Это первое. А второе... как сказал Шарль Монтескье: "Не следует законом достигать того, что можно достичь улучшением нравов..."