Выпуск газеты Сегодня №206 (209) за 27.10.98
СТУЧИТЕСЬ -- И ВАС "ЗАСТУКАЮТ"
"Август-Кий" и "Август-Ю"; а "Мономах" был к тому же "удостоен" повторной проверки коммерческой деятельности с привлечением правоохранительных органов. Таким способом Госстандарт ответил на открытое письмо известной чайной фирмы "Мономах" со товарищи.
ПИШИТЕ ПИСЬМА...
В письме к главе Госстандарта Татьяне Киселевой предприниматели красноречиво описали, как несладко им живется под неусыпным оком ее ведомства, а также дали оценку отечественной системе сертификации сырья и пищевых продуктов. Последней каплей, заставившей директора "Мономаха" Владимира Барабаша взяться за перо, стала остановка его производства под Броварами из-за проволочек в сертификации сырья.
Больше всего бизнесменов возмущает, что сертификация до сих пор проводится по устаревшим советским стандартам. Между тем весь цивилизованный мир давно обходится указанием вредных элементов, наличие которых в пищевых продуктах не разрешается либо ограничивается. А чтобы ввезти тот же чай, скажем, в Англию, Америку или Германию, достаточно сертификата происхождения. Думаю, вряд ли в этих странах меньше пекутся о здоровье граждан.
Еще один "побочный эффект" от контактов с Госстандартом -- хроническое, нередко до месяца, замедление товарооборота, когда уже проплаченная продукция лежит мертвым грузом. А каких денег и нервов стоит процедура растаможивания, знает каждый импортер. Без "родного" сертификата соответствия он и шагу ступить не может. И пока ошалевшие от бессмысленности норм и предписаний бизнесмены делают "невозможное возможным", товар лежит на лицензионных складах, за услуги которых приходится платить большие деньги, а потом еще и штрафы. Может быть, поэтому к нам даже не пытаются ввозить "живые" йогурты, срок годности которых -- неделя.
Чего стоят, например, требования чиновников сначала сертифицировать чайное сырье, а затем отдельно -- его смесь, засыпанную в коробки? А через год этот же чай надо сертифицировать вновь под предлогом "посмотрим, как вы его хранили", хотя срок его хранения -- два года. Вся эта "защита потребителя" похожа на незамысловатое выкачивание денег, в том числе из его карманов: дополнительные накладные расходы бизнесмены относят к себестоимости товара.
ПЛАТИТ НЕ ТОТ, КТО ЗАКАЗЫВАЕТ МУЗЫКУ
Учитывая, что сертификации подлежат все товары, стало выгодно ввозить только дешевые и в больших количествах, которые и "потерять" в лабиринтах государственной сертификации не очень убыточно. К примеру, захотите ввезти для гурманов 3 кг лучшего в мире чая -- серебряных или золотых типсов (такой продается на аукционе раз в году по $300 за кг) -- а два из них, по правилам, нужно отдать в лабораторию на сертификацию. После этого типсы станут не золотыми а бриллиантовыми.
Или, скажем, импортер привезет пять бутылок французского коньяка "Richard" по $2000 (как раз столько можно продать за квартал). Опять-таки, две из них он вынужден отдать на "дегустацию". Путь здесь один -- контрабандный. В конце концов, за все, включая сертификацию оборудования (которая, к примеру, увеличивает цену швейцарской упаковочной линии стоимостью в $4 тыс. на 20%) заплатит покупатель. Как и за трехмесячный простой импортера в ожидании вожделенной "бумажки". Кстати, последняя закупается Госстандартом по 90 копеек за штуку, а потом выдается за 100 грн.
А зачем в условиях бюджетного и производственного кризиса Госстандарт создал контролирующие органы, параллельные минздравовским и работающие на коммерческой основе? Ведь проверяют они одно и то же! Только Минздрав выдает импортеру санитарно-гигиеническое заключение, а Госстандарт -- сертификат соответствия. Последний документ, увы, ни о каком качестве не говорит. Он даже не утверждает, что 100%-ный сок -- на самом деле натуральный, а красная икра -- действительно лососевая. Единственное, сертификат гарантирует, что вы не отравитесь, проглотив сей продукт. Но и эту гарантию архисложно получить в розничной торговле: попробуй-ка найди соответствующий сертификат на конкретную партию!
Филипп Мейер-Джилет, главный менеджер французской фирмы "Камю", возмущается самим фактом, что качество их коньяка нужно еще где-то проверять. Интересно, а Леонид Брежнев, прежде чем выпить свой любимый "Камю", тоже отправлял его на сертификацию?
Вот и выходит, что наша "разрешительная" политика направлена на стимулирование неконтролируемого бизнеса, для которого сертификаты не нужны. Избежав лишних проверок, контрабандисты всегда выигрывают в цене перед законопослушными предпринимателями. Обо всем этом предприниматели написали в своем "гласе вопиющего в пустыне". Но очень скоро пожалели об откровенности, потому как открытые письма, оказывается, у нас уголовно наказуемы.