1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №242 (245) за 17.12.98

ФОРС-МАЖОР ДЛЯ БОРТА UR-11319

Высказанная вчера нашей газетой версия о том, что самолет авиакомпании "Хорс" был якобы сбит ракетой класса "земля--воздух", была в тот же вечер подтверждена консулом российского посольства в Анголе. В течение среды поступали и другие противоречивые сообщения...

Отряды УНИТА, сообщалось рядом информагентств, развернули активные наступательные боевые действия и пытались захватить стратегически важный объект -- аэродром Куито (провинция Бие). Очевидно, экипажи нескольких находившихся там воздушных судов, которые прибыли туда из Луанды и других городов, в спешном порядке были вынуждены покинуть опасный район. Борт UR-11319 уходил одним из последних (если быть точным, пятым по счету), прихватив пятерых офицеров Вооруженных сил Анголы и сопровождающего -- координатора Генштаба...

Самолет Ан-12 эксплуатировался в Анголе давно, а экипаж Сергея Бойкова работал там чуть более месяца. В Куито летчики прилетели накануне из Луанды, откуда доставили партию гуманитарного груза -- масло, рис, сахар. Генеральный директор "Хорса" Анатолий Высочанский на позавчерашней пресс-конференции еще раз подчеркнул: оружия на борту не было, самолет выполнял обычный полет, взлетал без груза.

Отвечая на вопросы корреспондента "Сегодня", Анатолий Францевич заявил, что подтвержденными данными о последнем радиообмене экипажа с диспетчером и возможной предпосылке к летному происшествию компания не располагает. Неподтвержденные сведения он комментировать не стал.

У ангольских специалистов отсутствуют воздушные суда, предназначенные для поиска и разведки, однако, рассказали в "Хорсе", по маршруту вылета Ан-12 поднимали вертолет, а затем задействовали Ан-26 с тепловизором -- прибором, позволяющим обнаружить обломки упавшей или сбитой машины по тепловому излучению. Французы и американцы предлагали свою помощь, хотя разрешающая способность их аэрофототехники составляет 10 метров, тогда как необходима трехметровая...

Самолетов типа Ан-12 у авиакомпании еще четыре, все они примерно одного возраста -- 30 лет и старше, что не является критическим для транспортных машин подобного класса: в Европе, да и по миру летают "Геркулесы" куда почтеннее.

Гендиректор сказал, что наш самолет и экипаж были застрахованы украинской страховой компанией "Бусин". Ранее там же, в Анголе, произошло авиационное событие с другим транспортником "Хорса" -- Ан-26. Официальная версия случившегося -- ошибка в пилотировании машины.

Анатолий Высочанский выдвинул довольно спорный тезис насчет того, что "Ангола -- совершенно мирная страна, за исключением нескольких бандформирований, существующих на ее территории. Но бандформирования, пусть в меньшей степени, есть и в России, и в Таджикистане", однако, по мнению директора, это не значит, что там нельзя летать. Вместе с тем он добавил: "Хорс" осуществляет в Анголе грузовые перевозки по заказам правительственных организаций, включая Минобороны страны, доставляет гуманитарную помощь по линии ООН, а также католических организаций. За годы работы компании в Анголе нам ни разу не предъявлялись какие-либо обвинения в незаконной деятельности". Любую связь с УНИТА отверг также председатель правления компании Сергей Томчани.

...Оба руководителя "Хорса", кстати, решительно опровергали и первичную информацию о разворачивании боевых действий в районе аэропорта Куито. "Да, Ангола -- это очаги, -- подчеркнул Сергей Томчани. -- Но на аэродром не могло быть нападений. Мы постоянно поддерживаем связь с Генеральным штабом, и нам отвечают, что там все спокойно..."

Одно из двух: или кто-то сознательно лукавил, или в полном объеме не владел информацией.

Известна ли реакция Президента Украины на ангольский инцидент? На мой вопрос г-н Томчани лишь вздохнул: "В принципе, на такого рода события ни у кого не может быть хорошей реакции..."

Сергей Иванович уже в беседе без диктофона не поддержал предположение о том, что к ЧП могли привести происки конкурентов (в Анголе, по его сведениям, находится 28 самолетов Ан-12 различных компаний, включая семь украинских машин, и работы хватает всем).

Руководитель "Хорса" озабоченно говорил о другом. Некоторыми чиновниками уже высказываются предложения вернуть наши воздушные суда из Анголы. Следуя такой логике, их нужно вернуть из Греции, Эмиратов, Эритреи, Заира, то есть отовсюду, где за последний год произошли авиакатастрофы. "Да, мы боимся, переживаем, запрещаем летать там, где сохраняется напряженность, -- добавил он. -- Но что делать, если именно наши Ан-12 применимы сегодня в Африке?! Мы ведь не можем поставить их на линию, допустим, Амстердам -- Сингапур. Остановить самолеты, конечно, несложно -- так у нас их и сейчас на любом аэродроме полным-полно. Кто хочет, может полюбоваться..."

Дабы ни у кого не осталось никаких сомнений в профессионализме пилотов, журналистам назвали общий налет часов у командира корабля Сергея Бойкова (4045, и 2140 -- непосредственно на Ан-12) и сидевшего в правом кресле пилота-инструктора Валерия Коробки (соответственно 5200 и 4876).

...Этот материал сдавался в секретариат, когда в редакцию пришла новая, еще более крутая информация, нуждающаяся в дополнительной проверке. Нам даже рекомендовали ее не "светить", дабы не попасть впросак. Однако считаем, что смысл ее крайне важен, и не столько потому, что рушит версию о сбитом "Антонове", сколько дает шанс родственникам пилотов.

Итак, из заслуживающих доверия источников стало известно: по самолету не стреляли, он был захвачен воздушными террористами из УНИТА, угнан и якобы посажен на территории то ли контролируемой повстанцами, то ли сопредельного государства. Сведения об экипаже расплывчаты: по одним данным все живы, по иным -- есть жертвы.