1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №26 (281) за 11.02.99

"УКРТЕЛЕКОМ": ПРИВАТИЗАЦИЯ СМЕРТИ ПОДОБНА

По странному совпадению (?) затихшие было дискуссии вокруг судьбы предприятия связи "Укртелеком" практически одновременно оживились сразу в двух учреждениях: представительстве Мирового банка в Украине и сессионном зале парламента. Дискуссии эти существенно разнились позициями участников в отношении будущего этого важнейшего предприятия: нужно ли форсировать поиски стратегического инвестора под скорейшую приватизацию "Телекома" или же, напротив, продлить для него статус крупнейшего в Европе государственного предприятия в сфере телекоммуникаций...

Позиция западных партнеров недвусмысленна: это поддержка расширения услуг связи на коммерческой основе за счет увеличения числа операторов-частников. Подо что и предполагаются инвестиции Международной финансовой корпорации и Многостороннего агентства инвестиционных гарантий -- учреждений Мирового банка, заинтересованных в развитии частного сектора "подопечных" стран. Эксперт Банка Пол Берминхем подобрал весьма красноречивые примеры того, как радикальное реформирование телекоммуникационной отрасли ряда так называемых развивающихся стран изменило жизненные реалии граждан Центральной и Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, да и постсоциалистической Европы.

Вот Чили. За годы разгосударствления, с 1988-го по 1996-й, часть населения, имеющая доступ к телефонам, возросла с 14 до 90%. Число линий связи на сто жителей за это время увеличилось с 4 до 14, а в нынешнем году достигнет 25. Суммируя опыт реформ, Пол Берминхем обозначил перечень общих проблем и возможные методики их разрешения. Скажем, утрату контроля за отраслью со стороны правительства предлагается уравновесить рациональным подходом в предоставлении лицензий, а попытки частников диктовать завышенные тарифы -- обязательством с их стороны расширять ассортимент услуг и повышать качество связи. В Украине, по мнению заграничного эксперта, серьезной преградой для приватизации может послужить и общественное мнение: опасение повышения тарифов, с одной стороны, и неуверенность в том, что связисты-частники захотят телефонизировать глухие уголки -- с другой. Эта же мысль, только в более эмоциональных выражениях, одновременно звучала и в стенах парламента, где группа из восьми депутатов предлагала свой проект постановления о необходимых мерах в сфере связи.

"Сельская телефонная связь и радиовещание -- наиважнейшие и самые на сегодня болезненные вопросы, -- настаивает нардеп Григорий Довганчин. -- Добившись у Кабмина предоставления лицензий, несколько негосударственных операторов связи практически разделили между собой высокорентабельную междугороднюю и международную, мобильную и поисковую связь, системы передачи данных, кабельное ТВ и спутниковую связь. Не секрет, что лицензии раздаются направо и налево, создаются совместные предприятия, уставами которых прямо запрещается "Укртелекому" конкурировать с ними. Эти СП освобождаются от налогов, для них создаются льготные условия работы, они по сути задаром пользуются сетями связи, построенными и строящимися за счет "Укртелекома", зарабатывают сверхприбыли, с которых, например, "Украинская Мобильная Связь" даже налогов не платит. От "Укртелекома" оторвали самое рентабельное -- то, за счет чего покрывались убытки от предоставления общественно необходимых услуг: сельской телефонной связи, телеграфа, радиовещания, обслуживания льготников".

А "Укртелеком", между прочим, -- единственное среди более чем семисот действующих в стране предприятие связи, ощутимо развивающее заведомо убыточную сельскую телефонию. И при этом "Телеком", по утверждению главы специальной контрольной комиссии ВР по вопросам приватизации Александра Рябченко, остается рентабельным. Правда, по определению Владимира Черняка, на сегодня это предприятие -- "развалюха". Как разъяснила на сессии зампред Госкомсвязи страны Ольга Филиппова, рентабельность "Укртелекома" по состоянию на начало января составляла 40 процентов. Однако что это за рентабельность: из всей прибыли "Телеком" свыше 80% направляет на развитие сетей связи в Украине -- так, в минувшем году объем капиталовложений достиг почти 400 млн. грн. И если говорить о рентабельности с учетом этих вложений, то она не превысит 10%. Добавим к этому огромную дебиторскую задолженность за услуги связи -- получится, что рентабельность и вовсе условна. Даже с учетом того, что на днях "Укртелеком" "уломал" зарубежных соучредителей компании "Утел" продать принадлежащие им 49% акций уставного фонда этого сверхприбыльного предприятия международной и междугородней связи -- спасет ли положение поспешная приватизация?

Никак нет, считают авторы принятого-таки Верховной Радой постановления "О мерах по предотвращению кризиса в сфере связи Украины". Среди предложенных в нем Кабмину на рассмотрение и утверждение спасательных мер -- освобождение госпредприятий связи от необходимости платить ввозной налог на товары производственно-технического назначения, проведение взаимозачетов за неоплаченные услуги связи, предоставленные бюджетным организациям, в счет текущих платежей "Укртелекома" в бюджет, а также обязательное использование для развития наших телекоммуникаций только сертифицированного в Украине и отвечающего международным стандартам оборудования. А в целом -- "Не может идти речи ни о какой "скоренькой приватизации", -- прозвучало от Александра Рябченко. -- До ноября 1999 года ни одна акция "Укртелекома" не будет продана!"

СПРАВКА "СЕГОДНЯ". Крупнейшее предприятие на рынке связи страны, "Укртелеком" создан в 1994 году с разделением отрасли на почтовую и электросвязь. На сегодня предприятие обеспечивает две трети услуг электросвязи и вводит в строй 90% новых АТС. Предоставляет все виды услуг связи, кроме мобильной. 130 тысяч сотрудников отрасли имеют среднемесячную зарплату в 250 грн. Отрасль не имеет задолженностей перед бюджетом и по заработной плате.