1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №99 (354) за 02.06.99

ЭТИ ДЕТИ -- ГЕНИИ. НО ВЕДЬ УЕДУТ, УЕДУТ...

Многие, услыхав название "Малая академия наук", сообразят, что речь идет о юных ученых. Но ни в жизнь не догадаются, что это за дети такие -- члены МАНа и какая колоссальная работа с ними проводится. Мы беседуем с руководителем химико-биологического отделения академии Людмилой Назаренко.

ИГРА, НО ТОЛЬКО ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНАЯ


-- Мы закончили учебный год, -- говорит она.-- И в Киев приехали 178 ребят, работы которых заняли первое место на конкурсах областных отделений МАНа.

-- Людмила Ивановна, чем конкурс в академии отличается от обычной "предметной" олимпиады?

-- Абсолютно всем. Олимпиада -- это просто проверка теоретических знаний в рамках школьной программы. У нас же ребенок должен не только знать школьный курс, но и уметь генерировать новую идею, ставить перед собой научную цель и проводить исследования. Сегодня ребята занимаются цитологией и гистологией, биохимией и медициной, психологией и экологией, но по-прежнему зовут себя натуралистами. Как Карл Линней, как Чарльз Дарвин... И работают с ребятами настоящие ученые. Как только мы узнаем, что есть школьник, желающий "по-взрослому" заниматься той или иной наукой, связываемся с местными НИИ и их учеными и просим предоставить ему возможность экспериментировать в лаборатории.

-- Одной из победительниц стала Ольга Захарова из Севастополя. Ее исследованием по водорослям Черного моря руководили ученые Института биологии южных морей. Не могли ли они "ну очень сильно" ей помочь?

-- Что вы! Поближе познакомившись с Олей и другими детьми, вы бы так не спрашивали. Конечно, для них это чуть-чуть игра, но очень серьезная и азартная, требующая огромного труда и воли к победе. Представьте, что в среднем работа пишется два года. А у "лесовиков" еще больше -- ребята должны вырастить деревья и доказать, что их идея правильна. Потом они не просто сдают работу на оценку умному "дяде", а защищают ее перед местным ученым жюри и сверстниками. Требования такие же, как к диссертации. Теория, исследование, вывод-рекомендация, приложения -- фотографии, рисунки, слайды, видеофильмы.

-- Даже видеофильмы привозят? Но ведь это не каждому доступно!

-- Да. Но с каждым годом и в оформлении уровень растет. Машинописных работ практически нет. В основном "компьютерные".

АРГУМЕНТИРОВАТЬ НЕ ПРОСТО ПОЛНО, А КРАСИВО

-- Скажите, а как определить уровень "научности" работы?

-- Я только назову параметры оценок, и вам все станет ясно. Во-первых за саму работу -- по сложности, актуальности, научности, элементам творчества, стилю, грамотности, качеству оформления. Вторую оценку ребятам поставят за защиту, где оценят четкость, логичность, лаконичность изложения, полноту ответа на вопросы, культуру речи, а также умение участвовать в научной дискуссии (за каждый вопрос "в яблочко" своему "коллеге-диссертанту" присуждается пять баллов).

-- Но как выяснить, написал школьник работу сам или вызубрил написанное другими? Я знаю, на творческих конкурсах проводится идентификация работы с ее автором. А как у вас?

-- Еще строже. Дети пишут контрольную работу, где отвечают на вопросы нескольких уровней -- от школьного до хорошего студенческого. Вот тут и будет видна разница, если она есть. Но я таких случаев не помню. А в сумме победитель должен набрать сто баллов.

-- О чем сегодня дети пишут работы?

-- В этом году очень большая секция медицины -- 30 работ. Надежда Каменева из Запорожья написала об алкогольном синдроме и его экспресс-диагностике у зародыша. Приложение -- отпечатки ладошек младенцев, линии на которых говорят о заболевании. С трудом верится, что это исследование ученицы 11-го класса... Или работа Лены Вдовенко из Бородянки. Она решила быть стоматологом, болезни выучила прекрасно. И к тому же год проводила в школе постоянные осмотры своих сверстников и малышей, читала лекции по уходу за зубами, ввела паспорта здоровья. А в результате анкетирования, которое сделано по всем правилам статистики, Лена выяснила положение дел со здоровьем зубов у детей школы и дала рекомендации... школьному врачу.

-- Например?

-- Работая с малышами, надевать яркий, чуть ли не маскарадный костюм, чтобы они отвлекались на звездочки-помпончики и забывали о бормашине. Такие члены академии, как Лена, по нашим дипломам победителей могут поступать в вузы без экзамена. А дипломы участников обычно получают до 60 % ребят. Будем поднимать вопрос о том, чтобы и их принимать в вузы без экзаменов, ведь победители иногда выходят вперед всего на пару баллов.

КРУТЫМ У НАС ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО

-- Людмила Ивановна, на вас не жмут "крутые", предлагая деньги за льготы для своего отпрыска или пулю в лоб за отказ?

-- Слава Богу, нет. Поймите, у нас дети работают спокойно и планомерно годами. Шаг за шагом достигают вершин именно потому, что это они так хотят. А "крутому" что -- заплатил и учит своего ребенка, где хочет.

-- Дети обычно идут к науке через мечту. Скажите, им позволено фантазировать в вашей академической среде?

-- Путать науку с фантазией недопустимо, поэтому бездоказательность осуждается. Однако у нас бывает специальный конкурс фантастических работ. Вот тут ребята вправе предложить любой, самый невозможный проект и попробовать его обосновать.

-- А что больше всего их волнует?

-- Город будущего. Они стараются сделать его красивым. Здания почему-то все полусферической формы голубого и фиолетового оттенков. Но нам запомнился другой потрясающий проект. Севастопольская академия занималась очищающими воду водорослями. Так они изучили водный бассейн Крыма, а потом спроектировали каскады, водопады, даже острова и "расселили" в них водоочищающие водоросли. Конечно, фантастика. По крайней мере, пока. Но очень красиво.

-- Людмила Ивановна, давайте затронем до сих пор болезненный для Украины вопрос -- дети города и села. Я вижу работы сельских ребят в победителях. Насколько им подыграли?

-- Ни насколько. Наука скидок не терпит. Но сельским детям действительно намного труднее учиться в академии. Если городские могут просто прибежать на занятия в субботу и воскресенье, то тем приходится иногда по нескольку часов добираться до города. А ведь еще и в библиотеку зайти нужно... Правда, зачастую именно эти трудности и подстегивают творческий азарт.

-- По каким секциям в большинстве проходят сельские дети?

-- Конечно, по сельскохозяйственной и лесоводческой. Еще экология. И очень хорошо. Кто же лучше их знает эти проблемы? Вот Лена Гладыщенко из села Терезино Белоцерковского района заняла второе место, разработав технологию заготовки влажного зернофуража из кукурузы. Разве в городе есть условия для проведения таких исследований? И работа написана на высоком научном уровне.

ДЕТСКИХ НАГРАД НЕ БЫВАЕТ. БЫВАЕТ ПРИЗНАНИЕ

-- Но дети есть дети. Каждому хочется получить какую-нибудь награду.

-- "Какую-нибудь" им не нужно. Цель -- признание. Вы бы знали, как они к нему рвутся! Например, ребята из Луганска постоянно занимают призовые места. Мы считаем это заслугой их руководителя -- кандидата биологических наук Татьяны Косоговой. На этот раз они по дороге в Киев всю ночь в поезде репетировали защиту: в сотый раз сами придумывали каверзные вопросы и доказывали свою правоту. А председателю нашей секции медицины и декану лечебного факультета медуниверситета имени Богомольца Владимиру Благодарову так понравился Павел Горох из Сум, что он пригласил его к себе.

-- О чем работа?

-- Он исследовал кровь доноров до 28 лет и разрабатывал сроки забора крови после вакцинации их стафилококковым анатоксином.

-- Круто! И теперь Павел сможет поступить в Киевский медуниверситет без экзаменов?

-- Вряд ли захочет. Здесь профилирующий предмет -- физика, а Павлик интересуется химией. Да и зачем ему ехать в Киев, если у него дома -- прекрасный институт, куда он тоже пройдет без экзаменов? Важно другое: он всегда может приехать к Владимиру Ивановичу на консультацию, его уже знают в столице. А вообще наша мечта -- собирать международные форумы МАНа. Мы к этому готовы. Не хватает, как всегда, "малости" -- тысяч 50--80. Гривен.

-- А что у Павла Гороха такая чудесная работа, что хоть на международный конкурс подавай?

-- И ее, и остальные. Мы во время конкурса ночами заполняем "простыни" с оценками. Спим тут же, на стульях. И бывает говорим: эти ребята -- гении, жемчужины, собранные со всей страны, а что их ждет? Невостребованность... Они же побарахтаются в нашей взрослой действительности, и уедут за границу. Никто их удерживать не станет. Да и не удержать. Они совсем другие...