1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №224 (227) за 21.11.98

ОПРАВИВШИСЬ ОТ ШОКА, ОРКЕСТРАНТЫ ПОЛУЧИЛИ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ НОВОГО БЕТХОВЕНА

Получив предложение Гете-института исполнить произведение украинского автора, немецкий дирижер Йоганнес Горицки сразу согласился. И не только потому, что представилась возможность встать за пульт Национального симфонического оркестра Украины, но и потому, что он страстный путешественник, а в Киеве еще не бывал. Как оказалось, этим его увлечения не ограничиваются.

-- Какое значение имело для вас общение с такими легендарными музыкантами, как Пабло Казальс и Иегуди Менухин?

-- Я начинал как виолончелист, играю и сегодня. Большое счастье, что в начале своей карьеры я встретил этих великих музыкантов, научивших меня понимать язык музыки. И Казальс, и Кассадо, и Менухин были для меня "родителями". Всем, чего достиг, я обязан своим учителям, их голоса до сих пор звучат в моей душе.

Теперь я сам преподаю и своих учеников стараюсь воспитывать в той же манере: не заставляю их делать то, что хочу я, а подталкиваю к тому, чтобы у них было собственное видение музыки.

-- Если оркестром руководит пианист или скрипач, он может выступить в качестве солиста и дирижера одновременно. Виолончелисту намного сложнее. Вам удается концертировать?

-- Конечно! Ощущение смычка можно получить только тогда, когда сам играешь. В любом случае это помогает понять происходящее в оркестре и осознать, как это тяжело дается!

-- А оркестранты дают вам понять, как им трудно, когда вы дирижируете?

-- (Со смехом.) Нет. У меня другой принцип. Очень важно, чтобы исполнитель получал удовольствие от "творения" музыки. Моя задача -- вдохновлять оркестрантов. Это не конкуренция.

-- Как вам понравился Киев, наш оркестр?

-- Город производит очень хорошее впечатление, он не похож ни на какой другой в мире. Правда, холодновато. И все же планирую экскурсию.

Первая репетиция прошла удачно, сначала был небольшой шок от моих темпов. Дело в том, что настоящие бетховенские темпы всегда считались невозможными для исполнения. Если играть его музыку так, как он ее писал, она абсолютно утрачивает привычные патетику и пафос. Это будет новый Бетховен для вашей публики. Оркестром я доволен -- думаю, программа не будет для него проблемой. И все же главное -- не техника, а то чувство, которое дарит музыкант публике.

-- Йоганнес, расскажите, пожалуйста, о своей семье.

-- Я вырос в очень большой и очень музыкальной семье: четверо моих братьев получили музыкальное образование. Моя жена тоже виолончелистка. У нас четверо детей (трое сыновей и младшая дочь), но они музицируют только ради удовольствия. Дочка повязала мне на руку ниточку, когда я уезжал, -- это талисман на счастье! Я настолько ревностно отношусь к своим отцовским обязанностям -- несмотря на то, что много разъезжаю, -- что когда бываю дома, делаю все, чтобы как можно больше побыть с детьми: готовлю завтрак, играю в теннис, укладываю их спать...

P.S. Сегодня в Колонном зале им. Н.Лысенко -- концерт цикла "Музыкальные диалоги: Украина -- Германия". Национальным симфоническим оркестром будет дирижировать Йоганнес Горицки, солист -- лауреат международных конкурсов Олесь Семчук (скрипка).