1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №166 (421) за 08.09.99

ДОЖИВЕМ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА

Один очень состоятельный человек на мой вопрос, занимаетесь ли вы благотворительностью, ответил: "Знаете, кто по-настоящему занимается благотворительностью? Наши учителя! Те, кто работают за зарплату, которую им платят..."

Первая неделя очередного учебного года уже позади. О том, чем и как живут сегодня ученики и их наставники, мы побеседовали с директором самой обычной средней школы № 25 Людмилой Федоровной Кудрявцевой.

-- Любое поколение имеет отношение к школе. И о том, как оно меняется, можно судить по тональности фильмов -- от теплой в "Доживем до понедельника", "Ключе без права передачи", до жестокой -- в "Чучеле". Людмила Федоровна, а какие сегодня дети?


-- Меня часто об этом спрашивают. И я отвечаю -- дети сегодня стали лучше. Они, конечно, не такие, какими были их родители. Я могу об этом судить, поскольку начинаю уже 28-й учебный год, и мои бывшие воспитанники опять приходят в школу -- теперь уже в качестве родителей. Представьте себе, нынешнее поколение школьной молодежи не только не утратило жажду к знаниям, наоборот -- у них она проявляется как-то массово. Если ребенок не хочет или не может учиться, это обязательно как-то связано с обстановкой в семье или какими-то сугубо физическими особенностями.

-- Сейчас все стремятся пристроить детей в лицеи и гимназии. Ваша школа -- обычная общеобразовательная, а между тем, как выяснилось, у вас практически стопроцентное поступление в вузы. Как вам это удается?

-- Когда родители приводят к нам своих детей, я говорю, что наша школа -- обычная. Потом делаю паузу и добавляю -- но хорошая... В этом году мы отпраздновали свое 60-летие, и все эти годы наша школа пользовалась авторитетом. Половина педколлектива -- люди, отдавшие школе 20 и более лет. Треть преподавателей -- наши же выпускники. А поскольку поколение старших преподавателей сменяют их же ученики, то традиции сохраняются.

Помните, был такой период, когда в школах наблюдался массовый отток учителей? Только в нашем Шевченковском районе было 50 вакансий. Так вот, даже в то время у нас никакой текучести не было. Почему? Потому что сегодня в школе могут работать только люди с обостренной совестью... К сожалению, теперь можно говорить лишь о совести... Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы труд учителей с обостренной человеческой совестью был вознагражден нормальными деньгами. Нам обещают... Вот и закон новый приняли "О всеобщем среднем образовании", в котором говорится, что 1 сентября 2001 года абсолютно все доплаты по 57-й статье будут выплачены. Мы очень рады. А пока что с марта доплачивают 20 процентов тарифной ставки.

-- Какова же зарплата учителя?

-- Самая высокая ставка -- 145 гривен. Тарифная ставка директора -- 160 гривен. Многие мои коллеги имеют звание "Заслуженный учитель" и за него получают доплату -- 30 гривен. Честно сказать, я не люблю об этом говорить. Потому что получается, что вроде жалуешься. А ведь от нытья ничего не изменится. Мы просто работаем. Работаем, работаем, работаем. И любим друг друга, своих учеников и их родителей. И очень хорошо, очень важно, что и родители отвечают нам взаимностью и небезразличны к учебе своих детей. Это отличает нашу школу, например, от школ на массивах. Не хочу, конечно, обидеть коллег, но у нас с родителями очень доверительные отношения, а значит, все проблемы решаются...

-- Сейчас, когда поддержки от государства ждать не приходится, а обучение у вас бесплатное, материальные проблемы школы лежат в основном на плечах родителей?

-- Безусловно, родители нам помогают. У нас есть счет в банке, на который -- по желанию -- они могут перечислить деньги. Но ведь дело не в том, кто и сколько перечислил в фонд "Наше будущее". Дело в том настрое, который царит в школе. Учителя, ученики и их родители -- все мы дружная семья. И в праздники, и в будни мы -- вместе. Поездки по Украине, экскурсии по городу, литературно-художественные праздники, смотры знаний по физике, математике -- родители всегда рядом с детьми. И это главное.

Представьте, на открытом уроке по роману Тургенева "Отцы и дети" за партами вместе с десятиклассниками сидели их папы и мамы. И высказывали свое отношение к сегодняшней проблеме отцов и детей.

-- Насколько мне известно, обучение в вашей школе идет на русском языке.

-- Да, в основном на русском языке. Только предметы, непосредственно связанные с изучением Украины -- "История Украины", "География Украины" и другие -- с 1991 года преподаются на украинском. Разумеется, с 1-го класса дети изучают украинский язык и литературу.

-- Сейчас ломают копья по поводу необходимости 12-летнего обучения. Вы за или против?

-- Теперь уж незачем дискутировать. Нужно закон исполнять. С 1 сентября 2001 года в первый класс придут ребятишки, которые будут учиться в школе 12 лет. Да, у нас не хватало времени для достойного образования -- это ясно и понятно. Равно, как и то, что начальной школе не хватает трех лет -- испокон веку было четыре... Я считаю, что в принципе ничего страшного в 12-летке нет. Моя сестра преподавала русский язык в варшавском лицее, и я немного знакома с системой образования Польши. Там дети учатся 12 лет, и поляки очень грамотные люди.

Меня страшат не 12 лет, а то, как мы к этому подготовимся: успеем ли создать программы, учебники, как пройдет переподготовка кадров -- вот что меня беспокоит...

-- Людмила Федоровна, а нужно ли "грузить" учеников всеми предметами? Какой смысл в том, что у меня в аттестате по физике и химии -- "отлично", если я из школьного курса теперь уже ничегошеньки не помню... Мне кажется, в этом плане гимназии и лицеи выглядят все же более привлекательно...

-- Я с вами согласна только в одном -- "грузить" ученика, действительно, не стоит. А вот так ли уж необходим весь комплекс предметов -- это спорный вопрос. Стране нужны и физики, и химики, и биологи. И ребенок сам должен выбрать, к чему у него лежит душа. С 10-го класса у нас начинается профильность: будут гуманитарные, математические и общеобразовательные классы. Кстати, в новом законе записано, что старшая школа будет не просто общеобразовательной, а в основном -- профильной. Ребята должны подготовиться к тому, чем они будут заниматься в дальнейшей жизни.

А что касается лицеев и гимназий... Каждый имеет право выбирать. Но поскольку там все же отбирают учащихся -- культивируется некая элитарность... Существуют и какие-то надбавки учителям. А я считаю, что надбавку следовало бы давать тем педагогам, которые хорошо учат "неотобранных" детей в общеобразовательной школе.

У меня часто спрашивают: "Почему в вашей школе так чисто?!" А я не знаю -- почему чисто. Не потому, что уборщицы хорошо убирают, а потому что дети не сорят. Чистота в школе -- это внутренняя культура, как бы нечто само собой разумеющееся. То есть мы, педагоги, стараемся. И никакого рецепта, кроме добросовестной работы и любви к детям, я, честно говоря, не знаю. И дети отвечают нам взаимностью.

-- А кто ваши выпускники?

-- В этом году на 60-летии школы людей было -- море! Среди них доктора и кандидаты наук, врачи, дипломаты, юристы, поэты... А самый знаменитый наш выпускник -- гроссмейстер Давид Бронштейн, имя которого вошло в Большую советскую энциклопедию. Огненный выпуск: тогда -- в 1941-м -- ребята уходили на фронт сразу с выпускного бала.

А недавно к нам в гости пришел чемпион Европы Сергей Пичугин, принес вот этот плакат со своим изображением. Видите подпись -- "Любимому директору"?

-- Хороший был ученик?

-- Он был хороший маленький человечек. А у меня всегда на первом месте -- человеческие качества. Потому что, если человек хороший, то и учится он, как положено. Сережа Пичугин занимался по-разному. Но самое главное, что, несмотря на свой возраст, а ему 40 лет, он по-прежнему приходит в школу. И хочет нас видеть.

-- Вы сказали, что ваша сестра -- учитель. Родители тоже имели отношение к педагогике?

-- Нет. Моя мама была обычным бухгалтером. Отец погиб в 1941 году, защищая Киев -- был комиссаром батальона Днепровской военной флотилии. Я пришла в школу в 1959 году, и поныне тружусь на этой ниве. Хотелось бы еще долго работать. Если, конечно, здоровье позволит...

-- Сколько же нужно здоровья, чтобы быть сегодня директором? Ведь директор -- не только руководитель педколлектива, он еще и хозяйственник, который в ответе за ремонт, покупку учебников, оборудования и многое другое...

-- Если я начну на эту тему говорить, то буду только стонать и плакать. А этого я не люблю. Живем нормально. Живем очень хорошо. И будем жить.