1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №99 (354) за 02.06.99

БУДЕТ ЛИ РЕФОРМИРОВАНО "МИНИСТЕРСТВО ЯБЛОК"?

Международный банк реконструкции и развития согласен выделить нам $200 млн. на проведение административной реформы. С условием, что Украина будет следовать предписанным ей Западом рекомендациям по перераспределению функций власти. А именно, реорганизовать работу Кабмина и его министерств таким образом, чтобы государство вообще не "правило" экономикой, а лишь создавало благоприятные условия для ее развития. Но не окажется ли, что в наших условиях эти нововведения приведут к хаосу, неуправляемости сложнейшим хозяйственным механизмом? Прокомментировать целесообразность таких перемен мы попросили бывшего вице-премьера, доктора экономических наук Виктора Пинзеника.

-- Виктор Михайлович, какие функции в сфере экономики, по вашему мнению, должно выполнять государство?


-- Мы часто употребляем термин "государство", не задумываясь над его содержанием. Нас приучили, что "оно" обо всем должно позаботиться. Но ведь государственные функции осуществляет аппарат чиновников, живых людей, со всеми присущими им недостатками и слабостями. И чем больше прав сосредоточивается в их руках, тем хуже тем, кто работает в реальной экономике. Вспомните 1992--93 годы. Тогда единственным поставщиком в Украину нефти и нефтепродуктов было государство. И при этом нигде не было бензина, а нефтяные долги перед Россией росли. Сейчас их приходится погашать за счет госбюджета из карманов врачей, учителей, научных работников, пенсионеров, студентов. Сегодня же государство не занимается поставками нефтепродуктов. И, во-первых, повсюду в стране есть бензин, строятся заправочные станции; во-вторых, у нас нет долгов перед другими странами. Парадокс? Отнюдь. Я думаю, если когда-нибудь понадобится сделать так, чтобы из Украины исчезли яблоки, то нужно будет не рубить сады и гноить запасы, а просто создать "министерство яблок" -- и завтра же с ними начнутся перебои.

-- Сколько у нас таких "министерств яблок" и как их наличие влияет на отношения с Западом?

-- Таких "министерств" у нас много, точную цифру вам вряд ли кто-то назовет. Но они-то во многом определяют отношение к нам реальных инвесторов. Любая инвестиция начинается с того, что предприятие нужно зарегистрировать, и лучшего способа отпугнуть инвестора наше государство не придумало. Ведь для этого нужно обойти органы регистрации, налоговой администрации, статистики, получить в милиции разрешение на печать, найти подходящий банк. Потенциального инвестора ожидают от трех до шести месяцев мытарств. Сквозь такое "сито" просачиваются немногие. Но особенно упорный предприниматель, успешно прошедший регистрацию, обычно не представляет, что его "хождения по мукам" только начались. Поскольку теперь основную часть рабочего времени он будет тратить на визитеров из всевозможных контролирующих органов. Сначала его накажет пожарный -- например, ширина окна не соответствует его требованиям, затем санэпидемстанция наложит штраф за несоблюдение каких-либо санитарных норм, которые в наших условиях "соблюсти" немыслимо. Это и есть идеология "усиления роли государства" в действии.

-- Возможно ли с помощью административной реформы решить эти проблемы?

-- А где она, эта реформа? О ней много говорят, а на деле что-то не видно перемен.

-- Почему же она не проводится, что ей мешает?

-- Не что, а кто. Не будет ничего до тех пор, пока отвечают за реформу те же структуры, ради обуздания которых она задумана. Не обрекут же они себя на вымирание! Потому "самореформирование" -- это иллюзия перемен: министерства переименовываются в комитеты, управления становятся отделениями и тому подобное. Создается видимость проведения грандиозного объема работ! Но ни один аппарат чиновников никогда не самоликвидируется.

-- Что же делать?

-- Есть старая политическая аллегория: к старому корыту пришли новые свиньи. "Свиньи" не виноваты, такова их природа. Но бессмысленно воевать с ними, если есть корыто. Надо его забрать насовсем. Правда, в этой породе очень сильна заинтересованность сохранить "болото", в котором пышно расцвела теневая экономика. Ведь в "тени" жирует, пасется чиновничество. Отсюда разговоры, что административную реформу нужно проводить постепенно: за ними маскируется нежелание ее осуществления в принципе. На мой взгляд, ее нужно проводить, образно говоря, за один день -- одним решительным ударом.