Выпуск газеты Сегодня №170 (425) за 14.09.99
КАК УКРАИНЦЫ И ГРУЗИНЫ РЕШИЛИ СТАТЬ САМЫМИ ОБРАЗОВАННЫМИ В МИРЕ
КАК У НИХ?
КАК У НАС?
-- Грузия и Закарпатье похожи не только горным рельефом. Мы давно столкнулись с одной проблемой: многим молодым людям (особенно из далеких сел) приходится ездить или в областной центр, или даже за пределы области для получения образования, -- рассказывает Василий Росул, директор Мукачевского института Прикарпатского университета имени Василия Стефаника. -- Вот почему мы и открыли на базе Мукачевского педагогического училища (его тоже возглавляет Василий Васильевич. -- Авт.) филиал ивано-франковского вуза.
Выпускники педучилища, закончившие его с красным дипломом, впервые в этом году поступили на третий курс института. Иными словами, выпускные экзамены стали вступительными. Такую возможность имеют выпускники еще трех училищ -- музыкального, прикладного искусства и культуры. Остальные желающие продолжить обучение сдают вступительные экзамены. Можно поступить и на платную форму обучения Cтоимость -- 600 гривен в год -- очевидное преимущество перед столичными вузами.
-- Мы открыли только те специальности, в которых сегодня действительно нуждается регион. Есть, конечно, желающие выучиться на юриста или экономиста. Но было бы нечестно создавать эти факультеты только для того, чтобы зарабатывать деньги, а потом выпускать специалистов в никуда, -- продолжает Василий Васильевич. -- Зато сегодня актуальна проблема подготовки мастеров производственного обучения, специалистов в области художественных промыслов, которыми так славится Закарпатье. Более того, дети должны получать как минимум две специальности (конкуренция на рынке труда будет только расти), и мы уже начали готовить, например, учителей начальных классов-практических психологов.
Но... Студенты должны, помимо лекций, самостоятельно учиться, а знания черпать не из чего -- катастрофически не хватает необходимой литературы. Учебники сегодня направляются прежде всего в школы, а ведь ПТУ и средние специальные учебные заведения тоже изучают общеобразовательные дисциплины. Пришлось задуматься над тем, как издавать учебные и методические пособия своими силами, и, соответственно, как самим зарабатывать деньги.
В изобретательности институту и училищу не откажешь. Введены платные группы. Сдаются в аренду помещения, но только тем организациям, которые могут быть полезны студентам -- например, спортивным. Часть денег, внесенных контрактниками, ушла на закупку аппаратуры, ремонтируются десяток комфортабельных комнат в общежитии, которые будут сдаваться в аренду на временное пользование и тоже приносить доход...
-- Мы проработали только год -- понятно, что всплыли некоторые недоработки. Но ведь все начинания проходят три стадии: 1. "Зачем это нужно?" 2. "В этом что-то есть!" и 3. "Зачем говорить о том, что само собой разумеется?" Главное -- не сидеть сложа руки.