1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №66 (321) за 09.04.99

СКАЖИ МНЕ, КТО ТВОЙ РЕКТОР, И Я СКАЖУ, КТО ТЫ

Он тоже ректор, но не поющий, а ... играющий. Я подошел к Александру Глузману, как только он закончил исполнение на рояле приятной джазовой импровизации. Почему-то не верилось, что этот человек возглавляет один из самых престижных вузов юга Украины -- Крымский государственный гуманитарный институт. Он не похож ни на серьезных седовласых ректоров, немногословных и поглощенных в свои думы, ни на "юного орла" -- глубокий взгляд, веселый нрав, спокойная мягкая улыбка, в манере говорить чувствуется уверенность и оптимизм.

Я слышал о нем много удивительного от членов жюри Международного конкурса учителей, проходящего в "Артеке". Например то, что будучи ректором института, Александр Владимирович работал в обычной школе психологом. А когда в начале 90-х все неожиданно ударились в коммерцию, он тоже создал три частных предприятия при... детских домах, что позволяло отдавать деньги не государству в виде налогов, а конкретному детскому дому.


-- Сейчас в школе для умственно отсталых около 300 детей, я к ним очень привязан, и сожалею, что не могу так помогать, как раньше, -- говорит Александр Владимирович. -- Почти все сотрудники тех частных предприятий были педагогами, мы понимали, что эти дети государству не нужны, потому и покупали им игрушки, одежду, обувь, продукты. До сих пор там работает моя жена. Знаете, после начала такой моей благотворительной деятельности, как ни странно, у меня дома все перестали болеть, мама была прооперирована в онкологическом отделении, и вдруг начала себя хорошо чувствовать. Один священник сказал мне, что это, наверное, и есть путь к Богу.

-- Учитель музыки, потом доцент кафедры педагогики Симферопольского университета, частный предприниматель, теперь -- профессор и ректор. Как так получилось?

-- Хотя я сейчас и ректор, по сути своей -- школьный учитель. В начале 80-х начали выходить мои статьи по музыкальной педагогике, психологии, тогда я почувствовал, что нашел свое направление в науке: ранее методика обучения взрослых музыке не была разработана. Работая над диссертацией, я сделал сравнительный анализ образования за рубежом, ретроспективный анализ образования в Украине, написал учебник по педагогике для студентов университета, и у меня вырисовался определенный эталон, идеал современного вуза. После защиты докторской возникло желание создать институт, который бы отвечал сегодняшним потребностям и мог функционировать независимо от социальных условий.

-- Александр Владимирович, ваш вуз довольно молодой, но уже пользуется огромной популярностью в Крыму.

-- Подобных учебных заведений нет, хотя бы потому, что никто до нас серьезно не занимался развитием гуманитарного образования в многонациональном регионе. К примеру, в Крыму 3--7% армян. Что плохого в том, что русский человек учит армянский язык и затем преподает его армянским детям, которые живут в Крыму. Но сегодня они не имеют реальной возможности соприкасаться со своей национальной культурой -- нет ведь армянских, болгарских, немецких, греческих школ. Это исторически определилось. Три нации являются ведущими -- крымские татары, русские и украинцы, но все остальные не должны чувствовать себя меньшинами. Наш университет тому пример -- в нем учатся студенты 17 национальностей.

-- И преподавание в институте ведется на 17 языках?

-- Сейчас мы разрабатываем эту идею. В следующем году развернем факультет европейских языков -- турецкий, греческий, болгарский. Сотрудничаем с различными обществами, которые представляют этнические группы в Крыму -- специалисты, которых мы будем в будущем готовить, должны быть востребованы.

-- Вы готовите специалистов только для Крыма?

-- Наши выпускники работают в Херсонской, Николаевской, Одесской областях. Кстати, мы единственный государственный институт, все остальные вузы Крыма -- коммерческие. Для многих важнее коммерческая сторона, а научно-педагогическая деятельность отходит на второй план. Это в какой-то мере профанация высшего образования. Мы же делаем ставку прежде всего на уровень образования и с гордостью говорим о том, что 100% наших прошлогодних выпускников трудоустроены.

Кроме того, Ялта является, на мой взгляд, тем международным центром, который будет привлекать туризм, и поэтому мы первые на полуострове открываем такую специальность, как менеджмент гостиничного хозяйства и международного туризма. Совместно с англичанами и французами разрабатываем проект "Социальная адаптация населения Южного берега Крыма в условиях рыночной экономики".
-- Как вы можете оценить уровень образования в Крыму и существует ли сегодня проблема преподавания украинского языка на полуострове?

-- Естественно, трудно сравнивать с такими гигантами как Национальный университет им. Т. Шевченко или педуниверситет им. Драгоманова. Тем не менее наши выпускники конкурентноспособны. Самая главная проблема образования в Крыму в том, что нет специалистов в области украинского языка, литературы и культуры в целом. Крымчане не против изучать украинский, необходимо, чтобы преподавание велось на высоком уровне и не было вакансий учителей в школах (на сегодняшний день около 300 мест в Крыму).

Во всех европейских странах образование -- приоритетная область, в США в программу "Америка и образование XXI века" заложена такая финансовая поддержка, о которой мы можем только мечтать. Сегодня вузы вынуждены сами искать способы сохранять и приумножать свой уровень, особенно важно выжить провинциальным учебным заведениям -- даже коммерческая форма обучения не может равняться со столичными вузами, финансовая подпитка значительно ниже. Зато есть простор для международного сотрудничества, внебюджетной деятельности -- издательской, например. Я смотрю на вещи реально: не так давно по внебюджету наш институт зарабатывал 30 тысяч гривен в год, сейчас столько же в месяц. Если сегодня государство решит две проблемы -- зарплату преподавателям и коммунальные расходы учебных заведений -- в остальном они могут сами себя обеспечить, включая внутреннее развитие -- компьютеры, методические и технические пособия, лаборатории. Было бы желание.