Выпуск газеты Сегодня №172 (175) за 09.09.98
"УКРАИНЕ СЕЙЧАС НУЖЕН ТЕАТР ТИПА "ШОУ ДОЛГОНОСИКОВ"
Режиссер Валерий Бильченко -- один из когорты украинских учеников легендарного Анатолия Васильева. Назвать его "молодим митцем", как обычно именуют у нас всех, кому не перевалило за сорок, язык не поворачивается. Во-первых, его уже много лет уважительно зовут Валерием Николаевичем: в театральной среде это имя узнаваемо, как Алла Борисовна или Михал Михалыч. А во-вторых, его спектакли становились классикой, едва успев появиться на свет, и... практически сразу мистически исчезали, еще и еще раз доказывая, что театр -- искусство сиюминутное, живущее лишь одно мгновение.
"Археология" и "И сказал Б..." по пьесам Алексея Шипенко в Киевском молодежном были поистине культовыми. А он ушел с группой актеров и организовал Экспериментальный театр. Классика, жизнь которой измерялась несколькими днями (после многих месяцев репетиций!), по-прежнему будоражила умы, а потом... Два с половиной года назад Валерий Бильченко исчез. Оказалось, уехал в Германию.
С ним нелегко. Так говорят все, кому довелось работать с Бильченко. "Тяжелый характер" -- это, конечно, о нем. При этом его талант притягивает людей, как магнитом... На несколько дней Валерий Николаевич вырвался в Киев, где занимался со студийцами Центра современного искусства "ДАХ". Как он сказал: "Пытаюсь найти способы перевести на сцену совсем не театральный текст на примере романа Шипенко "Жизнь Арсения". У ребят была переменка, у нас -- блиц.
-- Что вы сейчас ставите, где?
-- На молодежной сцене Дойчестеатра -- это сейчас один из самых популярных театров не только в Берлине, но и вообще в Германии. По легенде, по успеху -- как у нас в 70-е была Таганка... Я там ставил спектакль по пьесе Шипенко "9 тысяч метров, или Москва--Франкфурт", а сейчас буду ставить "Иванова" Чехова.
-- А здесь -- собираетесь что-то делать?
-- Наверное, следующим летом -- "Кавказский меловой круг" Брехта. Видимо, в Могилянской академии -- искать другое помещение очень проблематично.
-- Один знакомый мне как-то заявил: "Я больше с учениками Васильева дела не имею -- они все зомби!"
-- Не знаю, не знаю... (Многозначительный смешок.) Я с уважением отношусь к работам своих однокашников. Мне может нравиться (а большей частью -- не нравится) то, что они делают, но я знаю, что это попытка работать "без дураков", с мозгами и душой.
-- Как я поняла, вы весьма придирчивый зритель. А бывает такое, что посмотрели чей-то спектакль и вырвалось: "Ух ты, класс!"
-- Сейчас вспомню... Вы можете пока диктофон выключить -- я буду долго вспоминать... (Напряженная пауза с минуту.) А, вот! Из последнего -- это когда я первый раз пришел в театр Фольксбюне. Подумал: "Вот это круто!" (название спектакля вспомнить так и не смогли, несмотря на все усилия...)
-- Как ваша семья восприняла переезд?
-- Как необходимость. Ясно же, что ничего хорошего -- жить порознь. Больше чем полтора года папа жил там, они -- тут.
-- Вы, когда уезжали, знали немецкий?
-- Я и сейчас говорю ужасно. Английский, итальянский -- практически все языки я
"слышу". А немецкий для меня -- только средство передачи информации. Когда ты не ощущаешь "вкуса" языка -- очень трудно в него въехать.
-- Пока не собираетесь возвращаться?
-- Да у меня и выбора нет!
-- Что, никто не кидается в объятия с криком: "Вернись"?
-- На самом деле всем до лампочки, есть я здесь или нет. Ну, за исключением нескольких человек... И потом, у меня трое детей, а прокормить семью из пяти человек за счет театральной деятельности -- не смешите меня!!!
-- Чем дети занимаются?
-- Пока ничем. Нужно искать, в какую школу отдавать Машку -- ей 13 лет. А младшие ходят на детскую площадку, катаются с горок и пьют свою кока-колу. Старшему сыну пять, а младшему еще и двух нету...
-- Маша не собирается стать артисткой?
-- Нет, абсолютно. Она же видела изнанку нашей профессии. Парадную сторону -- когда папу показывают по телевизору -- редко. Она знает, насколько это делает "счастливой" всю семью. А потом, актеры-эмигранты там если и работают -- то раз от разу и, как правило, в театрах второго-третьего эшелона. Если актер переезжает, скажем, в Германию -- он может поставить крест на своей профессии.
...Театр, который необходим сейчас Украине, -- что-то вроде "Шоу долгоносиков". Конечно, для этого нужен талантливый человек. Андриенко талантлив. Наверное, возможны и другие жанры, но я пока такого не видел, чтоб это было адекватно. Публика освободилась от гнета понятий "культурно--некультурно", "прилично--неприлично". Критерий простой: это мне нравится, а это -- нет.
-- А рамки приличий, по-вашему, вообще пропали?
-- Думаю, да.
-- Для вас какая-то внутренняя цензура существует? Придумал что-то и тут же осекся: ой, нет, нельзя?..
-- Придумывается масса "левых" идей или трюков, но я от них отказываюсь. Когда строишь здание, видишь: этот камень оч-чень красивый -- но он тебе не подходит. А другой -- некрасивый, но подходит. Иначе здание не получится!
-- Существуют для вас незыблемые авторитеты?
-- (Глубокая задумчивость.) Станиславский, Лобанов, Гротовский.
-- Но ведь вы не видели ни одного спектакля Станиславского?
-- Да, но я его читал. Хоть и говорила покойная Мария Осиповна Кнебель, царствие ей небесное: "Литегатугный даг был не самым сильным местом Константина Сег'геевича..." -- он пишет очень толково и очень романтично. Это позиция Дон Кихота от театра.