1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №222 (225) за 19.11.98

ЧТО НАША ЖИЗНЬ? ПОПСА!

Задавались ли вы вопросом: почему один артист становится звездой, а другой, даже при наличии более яркого таланта, так и остается безвестным? Чем обусловлен успех эстрадного певца -- эффектной внешностью, запоминающимся репертуаром или все-таки голосом, как говорится, трогающим сердца и вызывающим желание услышать его вновь?..

ПОЙ, ЛАСТОЧКА! А ЧЕМ?

Многие практики шоу-бизнеса, пришедшие в него, чтобы набить карманы, считают: публика, как известно, дура, а поп-идолом исполнитель становится в результате так называемого промоушна, для которого нужны стартовый капитал и расторопность продюсера. Однако известны и многочисленные случаи, когда при совокупности всех необходимых факторов достичь заветной цели -- зажечь звезду -- все-таки не удавалось.

В то же время некоторые артисты имеют всенародное признание не благодаря, а скорее, вопреки закону раскрутки. Самый известный прецедент -- судьба символа поющей Украины, ее по-настоящему народной артистки, теперь уже неоднократно награжденной и отмеченной Нины Матвиенко, которую долгое время преднамеренно "замалчивали" на радио и телевидении, лишали права выезда за границу, объявляли чуть ли не врагом украинского "советского" народа.

Судя по всему, многим функционерам от нашего нецивилизованного шоу-бизнеса даже выгодно, чтобы на эстраде преобладали именно бездари. Хотя бы затем, чтобы из их почитателей, не искушенных изысками и принимающих все за чистую монету, было легче выманивать деньги. Однако, как свидетельствуют полупустые залы "Парада хит-парадов", "Шлягера", "Песенного вернисажа" или "Партийной зоны", долго так продолжаться не может. Даже отъявленных тусовщиков из публики планомерно прививаемое ей "лошество" стало настораживать.

ОДНОГО ЛИШЬ ГОЛОСА МАЛОВАТО БУДЕТ

Справедливости ради вспомним, что история музыкальной эстрады знает не только вокально одаренных, но и "безголосых" певцов, ставших всенародными любимцами: Клавдия Шульженко, Леонид Утесов, Марк Бернес, Тамара Миансарова, Майя Кристалинская. Скромными вокальными данными и даже картавостью отличался незабвенный Александр Вертинский. А искусство французского шансона, по сути, состоящее не из поющих, а напевающих артистов! Более того, в мире сложился довольно устойчивый исполнительский стиль "крунинг" (от англ. croon -- еле слышно напевать, "мурлыкать" мелодию), характерный, в частности, для драматических актеров или участников так называемых кафе-концертов. Самый яркий представитель этого стиля в поп-музыке -- Джо Дассен.

Звездность, стало быть, определяется не только талантом, но чем-то неизмеримо большим. Ведь многим поп-звездам любой студент вокального отделения консерватории даст фору по части тембра и диапазона, но вряд ли встанет вровень по силе воздействия на аудиторию. Подлинные артисты пленяют ее личностными качествами, сценическим обаянием, яркой индивидуальностью. Блистательная Эдит Пиаф, оценивая однажды своих молодых коллег, воскликнула: "Дайте же мне личность!"

ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

В беседах с Анной Герман, Софией Ротару, Аллой Пугачевой, Валерием Леонтьевым, Александром Серовым, Джанни Моранди, Халиной Фронцковяк и другими известными эстрадными исполнителями я непременно задавал вопрос: стали бы они поп-звездами, если бы не благоприятное расположение звезд небесных? Каждый отвечал, что верит в то непонятное начало, определяющее артистическую судьбу. Так, классик французской песни, легендарный шансонье Морис Шевалье недоумевал: "Не могу понять, какая счастливая звезда помогла мне, человеку без голоса, добиться успеха у публики и сохранить ее любовь свыше полувека. А ведь речь идет о самой непостоянной, самой требовательной публике -- французской!"

Безусловно, продуманная реклама способствует встрече артиста с адресатом его творчества. Но я убежден: если бы у побывавшей в семилетнем простое и почти забвении Таисии Повалий или у "вечного студента" Александра Пономарева не было определенного дарования и фатальной запрограммированности на успех, вряд ли они его достигли бы. Когда приходится слышать, что, к примеру, Ирина Билык, Андрей Кравчук или Наталья Могилевская популярны исключительно благодаря умелому и интенсивному "промыванию мозгов" у публики, то следует, во-первых, вспомнить об определенном музыкальном даровании каждого, во-вторых, о годах упорного труда, а в-третьих -- о том, что даже коммерческий успех, согласно принципу царя Соломона, сопутствует далеко не каждому.

Как утверждал мудрый царь, "не проворным достается успешный бег, не храбрым -- победа, не мудрым -- хлеб, и не у разумных -- богатство, и не искусным -- благорасположение, но время и случай -- для всех их" (Книга Екклесиаста, 9:11).