1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №131 (134) за 11.07.98

БУЙНОЕ СПОКОЙСТВИЕ АЛЛЫ ПУГАЧЕВОЙ

-- Понимаете, в моем возрасте уже ничего не влияет на настроение. А если и влияет, то только в лучшую сторону.

-- Вы впечатлительный человек?

-- На сцене?

-- Нет, в жизни.

-- Не знаю. Меня уже ничего не злит, если честно. Я свое отзлила. Уже навсегда. На сцене меня может что-то раздражать: свет, звук, например. Но это ведь не заметно зрителю. Это заметно музыкантам и мне.

-- Многое ли еще в этой жизни вас удивляет?

-- А как же, конечно. Все, что угодно: цветок, земляничка, лодка, которая плывет в непогоду, рыбак. Я в жизни вижу картины, как созерцатель. Этого раньше не было.

-- С годами эти жизненные установки меняются?

-- Я это называю -- буйное спокойствие. Это когда есть внутреннее умиротворение от достигнутого и параллельно никакой злости от недостигнутого. Когда к провалам относишься, как к успеху. А к успеху, как к чему-то нормальному. И жизнь просто воспринимаешь как данность. Великую данность. Иногда я чувствую, что от меня что-то зависит. Иногда, что уже ничего не зависит. И поэтому это есть величайшее чудо. А как можно к чуду относиться? Чудо -- это то, что я могу выйти на сцену. Чудо -- то, что люди приходят на мои концерты. Чудо -- то, что они в конце концерта стоя кричат: "Браво!". А ведь я-то уже пою около тридцати лет.

-- Как правило, во время концерта вы выбираете одного зрителя, одно лицо. Поете для него, если зал -- это толпа.

-- К сожалению, на сцене я ничего не вижу. Слепну совершенно. Поэтому иногда прошу осветить зал, чтобы представить его территориальные границы. А то ведь могу, чего доброго, и полететь в эту пустоту. Полное ощущение полета, земля уходит из-под ног... Но, наверное, так происходит только со мной.

-- Ваш тур -- мощнейшая махина. Что здесь самое сложное?

-- Ничего (хохочет). Для меня, как говорят у нас, у музыкантов, в кайф. Дождь, холод собачий, а я иду себе в легком платьице, подхожу к зрителям, а они смотрят на меня и думают, а ведь нет дождя, раз Пугачева в легком платье. Забывают, что у них зонтики. В общем, это такое ощущение... Называется "иду на контакт".

-- Адриналин?

-- Нет-нет. Это и есть то самое чудо. Чудо сопереживания. Хотя, наверное, это необъяснимо. Я с этим родилась. Наверное, потом, на пенсии подумаю, что же это такое было. Если у меня неприятности, я начинаю смеяться. И зал смеется вместе со мной. Это и есть маленький театральный спектакль, вместе с приятностями и неприятностями. Кто-то вдруг выскочил на сцену, кто-то лизнул мне руку, как, кстати, сегодня... Наверное, мужик забыл, как ее целовать. Ну, нормально!.. Я ему руку подаю, а он ее лижет. Я думала, может, собачка какая-то подошла... Присмотрелась. Да, нет вроде. Я обалдела. Господи, да как же он не съел эту мою руку.

-- Алла Пугачева -- это значит женщина сильная. И это стереотип. Вам сложно сегодня перепоручать кому-то свое дело, подготовку к концертам, если вы все должны контролировать только лично.

-- Каждый человек -- или организатор, или исполнитель. Я -- больше исполнитель, поэтому стараюсь окружить себя людьми, которые умеют что-то организовывать. Иногда приходится их учить. Хотя они умеют настолько замечательно всему научиться, что в результате меня же оставить в дураках. И, как правило, получается именно так (смеется). Они организовывают, организовывают... А потом прекрасно организуют свою жизнь и уходят. И так всегда.. Всегда... Всегда, как только я кого-то полюбила (поет). Так, что все ответы ищите в песнях.

-- Кстати, одна из них "Бессонница". У Вас действительно часто бывает бессонница? О чем вы обычно думаете в такое время?

-- Нечасто, но бывает. По-моему, у каждого нормального человека бывает бессонница. В основном не сплю из-за переживаний. Ночью, ведь все передумаешь: может быть, так, а может, иначе.

-- После концерта часто такое случается?

-- Нет, после концерта, кстати, не бывает. Иногда и в очень конкретных случаях: очень хороший концерт. И очень плохой.

-- А с каждым новым годом зритель меняется?

-- Я могу сказать, что ко мне тянутся люди. Наверное, они тянутся к моему опыту. Я вижу, что публика молодеет. Ко мне уже не дети, даже внуки приходят. Хотя фраза: "Я вырос на ваших песнях", можно сказать, кое-кого угнетает. Но меня только веселит.

-- Вам иногда дают советы? Чье мнение в этом плане для вас играет определенную роль?

-- Таких людей совсем мало. Советы я, конечно, слушаю. Но, как правило, в одно ухо влетает, в другое -- вылетает. Если есть золотое зернышко, оно все равно западет в душу.

-- Вы сейчас работаете с молодыми авторами?

-- Ну, какие же они молодые? Игорь Николаев -- он что, молодым считается? Среднего возраста, скажем так, мужчина (хохочет). Трудно сказать, поскольку, в принципе, они все молодые. Но это вы потом поймете. Мама мне всегда говорила: "Как странно. В зеркало посмотрю, есть возраст. От зеркала отвернусь -- нет возраста. Лучше я не буду смотреть в зеркало".

Сейчас все мои песни мною исполняются иначе. День сегодняшний на них работает. Я, допустим, никогда не пела, как сегодня в Киеве: "А вот найдешь себя, любимый мой, а вот тогда споем" (хохочет). И откуда у меня вдруг появилась такая интонация, сама не знаю?.. Хотя, если честно, вспомнила одного человека... Да, вспомнила. Хотя еще вчера и не вспоминала (смеется).

-- Часто бывает желание, всех откровенно "послать", никого не слушать, дескать, я сама все знаю, поскольку я самая умная?

-- Не-е-е-т. Вот, поскольку я самая умная, поэтому всех и слушаю. Да и скромная, я к тому же, сами видите. Я никогда не была такой тупой, чтобы, как танк, переть по жизни. Моя стабильность следующего порядка: "Знаешь, моя дорогая! У тебя в жизни все равно ничего не будет". Заграничных выездов, допустим. Да и, вообще, зачем тебе, Алла, к чему-то стремиться. Есть, например, стабильная зарплата -- 60 рублей -- и живи себе спокойно. Но!!! Мне всегда очень везло на людей. Да, наверное, я и сама была неплохим человеком. Поэтому люди, к которым я тянулась и которые ко мне тянулись, давали мне очень многое. Отдавали замечательными именами, такими как Андрей Платонов, Петров-Водкин, Кафка. Это запас информации, которой я получила от общения с людьми умными, интересными, интеллигентными, остроумными, он куда-то отложился и потом, с годами, это все во мне трансформировалось. Словом, я тут же стала человеком остроумным и умным, знающим Кафку, Платонова, Петрова-Водкина и других.