1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №145 (400) за 06.08.99

РЕЖИССЕР-"ЧАЙНИК" -- СТРАШИЛКА ДЛЯ ОПЕРАТОРА

Как-то раз, будучи в гостях у знакомого оператора, я стала свидетельницей рождения нетрадиционного тоста. Слово взяла мать именинника: "Дорогой сыночек! Как мать, желаю тебе здоровья. Оно тебе очень понадобится в твоей работе... Продюсерам и режиссерам легко: придумали, поговорили, порешали вопросы -- начальство, как ни крути. А вот бедному оператору все это воплощать..."

А ведь на самом деле, кто он -- оператор ТВ? С этим вопросом я обратилась к операторам канала "1+1" -- заслуженному деятелю искусств, лауреату Государственной премии СССР Николаю Мандричу, лауреатам многочисленных кинематографических премий (в частности, премии "Ника") Владимиру Гуевскому и Игорю Иванову. Все трое -- операторы высшей категории, члены Союза кинематографистов,

-- Как повлиял опыт работы в кино на вашу работу на телевидении?


В.Г.:-- У операторов, прошедших школу кино, совершенно другой подход к работе. Более трепетное отношение к профессии, что ли. До прихода на канал "1+1" все мы работали в разных местах. Я, Игорь Иванов, Коля Мандрич -- на "Киевнаучфильме". Витя Кабаченко -- на Одесской студии. Богдан Вержбицкий -- вообще классик украинского операторского искусства.

-- Бытует мнение, что оператор на ТВ -- это как бы младший брат по отношению к оператору в кино. Так ли это?

В.Г.:-- Когда мы в 80-х пришли на киностудию ассистентами, уже существовало телевидение. Со своими законами, со своей спецификой. Так что параллельно с операторами-киношниками давно существовали операторы на ТВ. Похожего в этих профессиях только названия, да еще, пожалуй, знания основ операторского ремесла. Поэтому всем, кто пришел работать на 1+1 четыре года назад, пришлось, в какой-то степени, заново обретать профессию.

И.И.:-- Оператор на ТВ действительно во многом техническая профессия. Сегодня оператором на ТВ может работать человек, полгода проучившийся на операторских курсах и неплохо разбирающийся в технике. Но реализовать идею на достойном уровне может только профессионал. Конечно, в профессии оператора есть свои штампы. Так вот, у любителя -- пять штампов, у профессионала их триста. Надо иметь какой-то багаж, опыт, вкус, образование.

В.Г.:-- Оператор на ТВ выкладывается, занимается непосредственно творчеством -- только когда работает над новым проектом. По существу, программа делается один раз. Потом она тиражируется, и функции оператора сводятся к сугубо техническим. Включается конвейер.

-- Каждый оператор, работающий на канале "1+1", обладает и опытом, и определенным багажом знаний. Несмотря на это, и среди них существует определенная субординация...

В.Г.:-- Мы все учились у Коли Мандрича. "Ощущение профессии" мы получили именно от него. И от Богдана Вержбицкого. Я был ассистентом у Вержбицкого, когда он снимал свою дипломную работу. У Коли Мандрича -- когда пришел на "Киевнаучфильм". На канале работают несколько поколений профессионалов, но всех нас связывают традиции одной операторской школы.

-- А конкуренция? Дух соперничества присутствует?

И.И.:-- Каждый отвечает за свой участок работы. Это полная взаимозаменяемость при серьезных расхождениях во вкусах, во взглядах на эстетику изображения. Вплоть до разных любимых цветов: я, например, предпочитаю, красный цвет и все теплые. А Володя -- синий и все холодные.

Н.М.:-- В случае сотрудничества Иванов--Гуевский, 1+1 -- это не 2, а намного больше.

-- То есть эти различия не сталкивают вас, а наоборот, доводят результат до совершенства?

В.Г.:-- Сегодня -- да. В прошлой жизни существовала конкуренция. А сейчас есть отлаженный механизм, достаточно профессиональный, я надеюсь.

-- Что самое тяжелое в работе оператора?

И.И.:-- Режиссер-"чайник" -- вот это самое тяжелое.

-- А есть еще желание и возможность вернуться в кинематограф?

В.Г.:-- Боюсь. что это нереально. Когда я был на курсах во ВГИКе, у нас преподавали очень известные, именитые операторы. Один из них сказал (это был 89-й год): "Ребята, наступает эра ТВ. Самое важное на данном этапе -- сохранить профессию. Еще немного -- и профессии нашей не будет. Потому что скоро вы услышите: "Сегодня на съемку выезжает 17-я камера". А фамилия оператора при этом называться не будет". Мы пытаемся делать все возможное, чтобы этого не произошло -- чтобы "17-я камера" никогда не выезжала на съемки.

И.И.:-- У нас пока, к счастью, не так: на 1+1 профессия телеоператора -- это творческая профессия. Здесь активно используется опыт нашей работы в кино. Подтверждение этому -- "5х5". Операторский проект был реализован на все сто.

-- Коль идет такая технологизация процесса, может, есть смысл попробовать себя в другом качестве -- художника, режиссера, дизайнера?

В.Г.:-- А я и так занимаюсь дизайном. Только дизайнеры мыслят плоскостью телеэкрана, а оператор -- объектом.

И.И.:-- Представьте себе такой дизайн-сценарий: "башенные краны в экстазе облачных объятий". Люди оперируют фразами, а оператор должен мыслить конкретными образами. Он должен воплотить в жизнь вот эти "башенные краны в экстазе облачных объятий".

-- Оператор и режиссер в одном лице -- на ТВ это возможно?

Н.М.:-- Да, у нас на канале есть совершенно замечательный тому пример -- Андрей Нестеренко. Он одновременно режиссер и оператор программы "Версии Ольги Герасимьюк", которая по своей модели является совершенно нехарактерной для ТВ -- это кинематографическая модель. Но я вот думаю: может, и не стоит по ней плакать? Иначе бы и не существовало ТВ как такового.