1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №149 (404) за 12.08.99

"МЫ -- ДАЛЕКО НЕ СЛАДКАЯ ПАРОЧКА"

Считается, что "равных" браков на свете не существует: если он умница и красавец, то она только "бесплатное приложение", если она красавица и умница, то его, как правило, никто не видел.

В этом случае все уникально: Борис Токарев -- известный актер (главная роль в картине "Два капитана"и мн. других) и режиссер ("Ангел мой", "Нас венчали не в церкви", "Отшельник" и др.), Людмила Гладунко -- талантливая актриса ( "Ангел мой", "Единственная", "Русское поле", "Если ты мужчина", "Чистые пруды") и сценарист. Мне было интересно говорить с обоими, потому что редко встретишь такую "общую" и "отдельную" самодостаточность.

"Я ДАВНО ОСТАВИЛ АКТЕРСКУЮ ПРОФЕССИЮ И ОТНОШУСЬ КО ВСЕМУ СПОКОЙНО"

-- Как вы оба попали в кино?


ОН: -- Я чуть пораньше Люды начал работать в кино -- 40 лет тому. Актерских работ больше пятидесяти. В кино попал банально. В школу -- это был 59-й год -- пришла ассистент режиссера и пригласила меня на пробы.

ОНА: -- В кино я пришла рано -- в 15 лет. В первой картине (режиссер Кеосаян, его знают по "Неуловимым мстителям") "Где ты теперь, Максим?" -- я сразу получила главную роль. Родилась на Украине, в Хмельницком, в актерской семье. Моя мама -- известная украинская актриса Рита Гладунко -- зрители ее помнят в замечательном фильме Г.Кавалеридзе "Гулящая", фильмах "Весенние грозы", "Заговор послов", "Нас венчали не в церкви". Кавалеридзе всю жизнь дружил с мамой и его скульптура Шевченко до сих пор стоит у нас в доме. К сожалению, перестроечные времена застали ее не в Союзе -- жила у младшей сестры -- в Португалии, в Лиссабоне. Между прочим, мама прекрасно пела, кстати, трио "Ромэн" придумала и создала именно она. Уже потом ее место заняла Валентина Пономарева... Жаль, что полностью себя в профессиональной жизни она так и не реализовала. Мама была очень свободным человеком, парила по жизни как птица, умела радоваться каждому мгновению, жила очень насыщенной жизнью. У нее была масса друзей и... прекрасные отношения с зятем -- Боря ее обожал, да и она его тоже. В случае каких-то конфликтов она всегда говорила: "Люда, ты не права". Последнюю роль она сыграла в прекрасном фильме режиссера Зайцева "Хам", потрясающе сыграла... (Фотографу.) Ой, не надо меня снимать. Потом, когда я накрашусь -- другое дело...

-- Борис, а вам-то не надо краситься?

ОН (Заразительно улыбается.): -- Мне -- нет. Дело в том, что я давно не занимаюсь актерской профессией и отношусь к этому спокойно... Первый мой фильм назывался "Спасенное поколение". И сразу за ним -- картина Игоря Таланкина "Вступление", который получил тогда "Серебряного льва" в Венеции.

-- Борис, учитывая, что вы давно ушли в режиссуру, жалели когда-нибудь об этих 50-ти актерских работах, точнее о времени, которое было потрачено на актерство?

ОН: -- Совсем нет. Даже учитывая сегодняшнюю ситуацию. Актерскую профессию никто не отменял, она все равно нужна...

"У МЕНЯ НЕ ХВАТИЛО ТЩЕСЛАВИЯ СТРОИТЬ СВОЮ КАРЬЕРУ БОЛЕЕ АЗАРТНО"

-- Вы лучше меня знаете, что актерская карьера очень зависит от популярности, публичности, общественного успеха. В этом смысле подавляющее большинство актеров за последние 10 лет потеряли все... Вас как актера это коснулось?

ОН: -- Я не снимаюсь и не работаю как актер уже 16 лет, но все эти годы я работал как режиссер. Надо прямо сказать, в какой-то момент мне не захотелось сниматься в тех картинах, которые мне предлагали. В молодости я не был столь щепетилен, но с годами и опытом пришло понимание собственной человеческой значимости и значимости профессиональной. Правда совсем недавно я таки снялся в картине "Президент и его женщина" с Леной Сафоновой -- фильм получил массу призов, в том числе Гран-при во Франции. Сейчас я опять снимаюсь в 20-серийной картине, где я играю (хохочет) ... очередного кандидата в Президенты.

ОНА: -- Я в этом смысле, может быть, человек очень неправильный для актерской профессии. Дело в том, что эта профессия требует больших амбиций и великого тщеславия. Я выросла среди знаменитых людей: друзьями семьи были сценарист Фигуровский (Сценарий картины "Когда деревья были большими" -- авт.), Иван Кавалеридзе, Алла Ларионова... Возможно потому, что "популярность" всегда была где-то рядом, у меня не хватило тщеславия строить свою карьеру более азартно, хотя, понимаю, что до конца себя в кино не реализовала -- к сожалению, мне очень часто предлагали роли "голубых героинь". Но то, что я сделала в картине "Отшельник", которую снял Боря, очень высоко оценил Юрий Разман, а он как известно, строгий судья и один из самых больших авторитетов в кино. Кстати, и звание я получила после этой работы. Жаль только, что нет кинопроката и зрители картину практически не видели.

-- Борис, а вы всегда приглашаете жену сниматься в своих картинах?

ОН: -- Не так легко добиться ее согласия -- другой она человек...

ОНА: -- Я могла сыграть главную роль в картине "Нас венчали не в церкви", а сыграла Наташа Вавилова, потому что роль второго плана -- народницы Анны Кувшинской, мне показалась намного острее, интереснее. Все -- и сценарист в том числе -- были изумлены, когда я отказалась от роли.

-- Люда, два года назад вы написали свой первый киносценарий "Для начинающих любить". Почему вы вдруг занялись литературной деятельностью? Как началась ваша литературная деятельность?(рук.объед. Б.Токарев -- авт.)

ОНА: -- Я сдала сценарий в объединение "Дебют", но под псевдонимом. Никто, кроме Бори, даже не подозревал, что это мой сценарий: его одобрили как сценарий Веры Монаховой. Картина должна была запускаться в этом году, но лужковские деньги вследствие августовского кризиса вовремя не поступили. Надеюсь поступят. За это время я написала еще один сценарий.

-- Борис, вы секретарь Московского союза кинематографистов, а также член правления Российского Союза. Как вам удается нормально сидеть "на двух стульях" при том, что факт жесточайшего конфликта между ними -- общеизвестен?

"СУТЬ КОНФЛИКТА В ТОМ, ЧТО НЕКОТОРЫЕ НЕ ХОТЯТ ОСВОБОЖДАТЬ СВОИ КРЕСЛА"

ОН: -- Михалков -- умный, талантливый, взвешенный человек. Думаю, что он прав, стремясь объединить Московский, Петербургский и Российский Союзы. Мы все равно придем к неизбежности объединения, несмотря на чьи-то амбиции и боязнь некоторых людей потерять в результате свои кресла.

ОНА: -- При той ситуации, которая сегодня сложилась, Союзу кинематографистов нужен лидер с мировым именем. Потому, что мы должны быть способны привлечь внимание правительства к проблемам кино. Мы живем в кинематографическом доме и часто дискутируем на эту тему. Я говорю своим соседям -- киношникам Саве Кулишу, Валере Ланскому и другим: "Ребята, дорогие, мне наплевать на ваши распри. Я член Союза с 75-го года и могу утверждать, что для рядовых членов Союза ничего с этого не имели и не имеют" ничего не измениться.

ОН: -- Никита, сказал: "Предложите свою программу. Я свою предложил. И тогда мы на конкурсной основе подумаем -- чья лучше". Но ведь никто ничего не предлагает, все только возмущаются Михалковым. Его упрекают, что он пришел со своей командой финансистов и юристов. А это нормально. Я пришел к необходимости сотрудничества с юристами, возглавляя "Дебют".

"ЯПОНЦЫ РЫДАЛИ, КАК ДЕТИ..."

-- Борис, у каждого творческого человека есть какие-то нереализованные проекты...

ОН: -- Я очень хотел снимать фильм по роману Пикуля "Акини-сан" -- фантастическую историю о любви русского офицера и японки. Для того, чтобы найти партнера с японской стороны я стал заниматься нашими кинематографическими архивами в Белых Столбах, связанными с Японией. И совершенно неожиданно для себя выяснил, что это -- целина. Оказывается, после того, как наши войска вошли в Манчжурию, офицеры спецслужб вывезли в Советский Союз, в Белые Столбы 2 (!) вагона пленки -- все это аккуратно рассортировали под присмотром КГБ. Я отсмотрел практически весь имеющийся материал и поделился своими впечатлениями с другом, который сотрудничал с японской фирмой. Прошло совсем немного времени и я получил здоровенный пакет из Японии с предложениями работать в проекте, обеспечивающем возвращение японской стороне хотя бы копий этих киноматериалов. Помните, "Последнего императора" Бертолуччи? А я видел всю эту хронику вживую -- церемонию, парады, жен последнего императора. Там были уникальные материалы. Короче, я работал с японцами 4 года. Когда я впервые привез их в Белые Столбы, то своими глазами видел, как чопорные японцы рыдали как дети, потому что считали все эти пленки навсегда утраченными в последствии. Я неоднократно летал в Японию, даже снял фильм для японского ТВ.

ОНА: -- Так Боря начал заниматься документальным кино. Видите, что значит интерес человека к жизни. Он даже придумал журнал...

ОН: -- Мы его придумали с теперешним главным редактором и моим другом Сережей Марковым. Нужно было видеть, как мы уговаривали одного человека, дать деньги -- у нас ведь ничего не было. Хорошо, что меня знали как актера и было понятно, что я никуда не убегу с этими деньгами. Оказалось, что Олег Михайлович -- наш банкир -- всю жизнь выписывал журнал "Вокруг света". и когда мы ему сказали, что наш "Путешественник" будет журналом о путешествиях, сенсациях и открытиях в этой области, он загорелся. В конце концов, он все-таки дал для начала 200 тысяч долларов и журнал живет до сих пор.

-- Оказывается, вы предприимчивый человек, господин Токарев...

ОН (Смеется.): -- А сейчас мы открываем при студии "Дебют" платные мастер-классы, после их окончания каждый будет иметь право снять свою десятиминутную картину. Более того, мы будем давать рекомендации для поступления в кино и театральные ВУЗы. А ведь в этом объединении снимали свои первые картины Кайдановский, Сокуров, Тодоровский-младший. Проектом уже заинтересовались аргентинцы. Или вот захотелось мне в прошлом году вывезти своих студентов во Францию, но как это сделать? Придумал проект с НТВ и они оплатили поездку...

"ЕСЛИ БЫ ВЫ УВИДЕЛИ, ЧТО У НАС КАЖДЫЙ ДЕНЬ ПРОИСХОДИТ ЗА ЗАВТРАКОМ И УЖИНОМ..."

-- Ваша семья производит впечатление монолита. Такие браки -- большая редкость в богемной среде. Как вам удалось сохранить желание оставаться вместе?

ОНА: -- Я всегда боялась таких вопросов. И мы с большой неохотой принимаем участие в программах типа "Моя семья". Понимаете, почему кому-то удается сохранить брак, а кому-то нет -- это анализу не поддается. Рецептов нет, поэтому, наверное, таинство брака всегда и называлось ТАИНСТВОМ. Мы оба старались быть терпимыми. Мы ведь не гладко живем и далеко не сладкая парочка -- оба очень конфликтные и очень разные. И, может, эта разность, это желание каждого идти своим путем и рождает какую-то искру. Если бы вы видели, что у нас каждый день происходит за завтраком и за ужином...

ОН (Хохочет.): -- О, да! Знаете, что еще хорошо? Что мы оба не остались только актерами.

-- Есть какие-то вещи в супружеской жизни, которые простить нельзя?

ОНА: -- Когда начинают говорить "предательство", "измена", я всегда думаю, что во всех этих понятиях есть градация -- до какой степени. Для меня, например, предательство -- это когда при тебе говорили плохо о том, кого ты любишь, а ты промолчал. Я всегда говорю: " При мне -- не надо, а то я сейчас встану и уйду". А то "прямое", что подразумевают под "предательством" или "изменой", для меня, может быть, и не предательство... Нас с Борей связывает не только то, что мы живем в одной квартире и у нас есть сын... Брак -- это нечто развивающееся -- как школа: есть первый класс, второй, третий...

-- Но в школе из восьмого класса не возвращают в первый. А в супружеской жизни так бывает: однажды просыпаешься утром и понимаешь, что "учился-учился" -- и вдруг...

ОНА: -- И так бывает... У нас тоже были очень острые периоды -- могли и расстаться. У нас с Борей какой-то странный брак: мы вроде враждуем и не враждуем, но живем (улыбается) ...интересно.

ОН: -- Иногда люди расстаются. Режиссер Меньшов и актриса Вера Алентова очень долго жили раздельно, но что-то ведь заставило людей возобновить брак. Для меня, например, было большим открытием то, что Люда стала писать. Я знал, что каждый творческий человек рано или поздно хочет что-то написать, но, в основном, это такие графоманские попытки, а она начала это делать сразу профессионально.

-- У вас единственный сын Степан и актером, насколько я знаю, он не стал...

ОН: -- ...учится в МГИМО, на третьем курсе. Специальность "международная торговля и право"

ОНА: -- У него тоже все непросто складывается... В кино (картина Карена Шахназарова "В день полнолуния") он все-таки снялся. И кинематограф его привлекает.

-- Отговариваете?

ОНА: -- Да нет, он свободный человек. Пусть сам решает чем в жизни заниматься. Но я рада, что он по-взрослому решил проблему образования.

ОН: -- Он свободно владеет тремя языками, пишет замечательные мистические стихи. Возможно, скоро выйдет сборник. Мы стараемся ему не мешать.

-- Но жениться, не собирается?

ОНА -- (Смеется.): У него очень много приятельниц и каждая из них мне поначалу очень нравится -- в этом смысле я какая-то ненормальная. Но как только я начинаю говорить: "Степан, смотри какая Катя", он сразу недоумевает: "Мам, причем здесь Катя? Кати уже нет."

ОН: -- Мне кажется, он скоро не женится. У него такой период в жизни, когда человек просто пьет эту жизнь полными пригоршнями. Я вообще потрясен насколько этим совершенно другим поколением. Мы тоже гуляли, но совсем по-другому -- в лучшем случае на квартире у друга. А у них какие-то ночные клубы, сейшены, акции. и при этом -- учится, работает и ночью гуляет: приходит под утро, спит 2 часа -- и в бой. У него крепкое здоровье и сильный характер.

-- Вы хотите от жизни одного и того же?

ОНА: -- Я не столько жду, сколько боюсь, чтобы не ушел интерес к тому, чем я занимаюсь. Чтобы я не заклинилась на мысли: все, раз меня в кино не снимают или снимают мало -- значит, жизнь кончилась. Хочу, чтобы Господь нам не послал скучать в этой жизни.

ОН: -- Думаю, что своего фильма по существу я еще не сделал. Хотя, грех жаловаться. Снял шесть хороших картин, которые все-таки в Лету. А потом, сейчас я руководитель "Дебюта" и мне очень интересно работать с молодыми: достаточно сказать, что мой последний худсовет, перед приездом сюда, длился 8 часов. Хотя, я играющий тренер и собираюсь продолжать снимать.