1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №212 (215) за 04.11.98

ОТКУДА ВНОВЬ ТОРГОВЦЫ В ХРАМЕ ЗНАНИЙ?

Многие смирились с тем, что слово "учитель" произносится чаще не с уважением, а с пренебрежением -- все наслышаны о беспределе педагогов, о постоянных поборах, о том, как к праздникам они заказывают дорогие подарки, а к экзаменам -- столы со снедью...

ПОРТРЕТ ПЕРВЫЙ: "Я ВИНОВАТА ПЕРЕД ДЕТЬМИ"

Свою учительницу я узнала по пиджаку. Десять лет назад он был шикарным и новым, а теперь бросалась в глаза только его ветхость. Так же изменилось и выражение лица Аллы Георгиевны. Где блеск и восторженность глаз, когда-то заставлявшие нас завороженно слушать и удивляться эрудиции, энергии этого человека?

-- Я больше не нужна детям, -- сказала она. -- Виновата перед ними, потому что на уроке думаю, у кого бы занять на хлеб. Мне стало безразлично, чему я научу чужих детей, потому что не в состоянии накормить своих. Нам платят, но на эти гроши нельзя просто нормально жить, не то что "творчески работать". Давно не читаю журналы и газеты, не покупаю книги. Уходить куда-то уже поздно, торговать не могу, с родителей деньги брать не умею. Говорят: "Человек стоит ровно столько, сколько он может отдать даром". Вот и дожили мы с нашей моралью... Жаль детей. Глядя на меня, они уже не верят в то, чему я их учу...

В целевой комплексной программе "Учитель" читаю о "важности общественной роли педагога: "Благодаря деятельности учителя реализуется государственная политика в создании интеллектуального, духовного потенциала нации", "формировании человека будущего" и т. п. Во сколько же оценивает государство такую ответственную и нужную работу?

Специалист, пришедший в школу после института, получает ставку 119 гривен в месяц. Педагог высшей категории с многолетним стажем -- 145 гривен. Репетиторством может подработать далеко не каждый -- спрос, в основном, на иностранный язык и математику.

Платят учителю только за проведенные уроки. Другие нагрузки -- подготовка к олимпиадам, школьным вечерам, дежурства -- "за бесплатно". Словесники получают дополнительно 1 грн. 62 коп. в месяц за проверку тетрадей -- получается, что кропотливая работа с "рукописями" одного ученика в течение месяца стоит меньше 1 копейки.

Классный руководитель обязан (цитирую документ) "постоянно повышать профессиональный уровень, педагогическое мастерство, общую культуру, пропагандировать здоровый образ жизни (!). Еще он "работает", "реализует", "учитывает", "адаптирует", "составляет", "сообщает", "придерживается", "посещает", "входит", "представляет", "осуществляет", "создает"... Все это за 2 грн. 49 коп. в месяц.

ПОРТРЕТ ВТОРОЙ: "Я НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖНА"

-- Когда соседка предложила подработать, продавая с лотка муку и сахар, я думала, что сгорю со стыда, -- рассказывает Антонина Петровна. -- Хотелось маску надеть, ведь подходили родители, коллеги... В конце дня мне дали деньги, которые я зарабатываю в школе за полмесяца. Я поняла: приду снова.

Антонина Петровна долго совмещала уроки с торговлей на рынке, а позже ушла из школы. Теперь у нее свое дело. А бывшие коллеги раньше могли перехватить у преуспевающей "отступницы" пятерку до зарплаты. Но в последнее время она кредитование прекратила:

-- Не могу смотреть, как они отдают... Неужели и я могла раньше так жить? Получать гроши и слышать только бесконечное "вы должны, вы должны"... Вот все говорят: "А стаж, пенсия?" Да зачем мне нужен этот стаж? Любой чиновник считается госслужащим и получает госпенсию. А учитель -- нет. Чей же он тогда служащий? Рекламу по телевизору посмотрите: как стиральные машины или косметика -- так манекенщица или телеведущая, а как таблетки от запора или бульонный кубик в стакане -- так учительница. Может, потому, что ее зарплаты только на эти кубики и хватает?

ПОРТРЕТ МАССОВЫЙ: ИНТЕЛЛИГЕНТ ИЛИ "ТОРГОВЕЦ ЗНАНИЯМИ"?

Академик Дмитрий Лихачев заметил однажды, что истинный интеллигент может все, кроме одного: торговать. Наше общество не содрогнулось, отправив учителя на базар. Но не обязательно идти продавать -- есть свой товар. Речь не о репетиторстве. От учителя нередко услышишь: "У вас способный ребенок, но, к сожалению, знает только на "3". Надо дополнительно заниматься!" Не вздумайте признаваться, что он уже занимается с кем-то другим! Сын моих знакомых, два года учивший физику у профессора университета, вышел с "четверкой" в аттестате, хотя задачи у него списывали все отличники, с которыми "репетировал" учитель. Фраза "надо дополнительно заниматься" чаще всего имеет очень конкретный смысл -- "именно со мной". Мама двух дочек ползарплаты отдает за занятия по математике, хотя обе планируют поступать в гуманитарный вуз.

-- А зачем нам "тройки" в аттестате? Да еще две сразу: по алгебре и геометрии? И не мы одни -- полкласса ходит, хотя большинству это не пригодится. Но учительница сказала, чтобы было не меньше 15 человек...

-- Я, конечно, учительницу понимаю, ей тоже надо жить, -- говорит другая мама. -- Но лучше бы ей всю эту сумму сразу отдала, чтобы просто поставила оценку, а ребенок время не тратил. Только вот не знаю, как ей об этом сказать...

Вправе ли мы ожидать от педагога высокой нравственности, оставив его за порогом нормальной человеческой жизни? Естественно, что он превратился из "сеятеля" в "добытчика". И если учителя-интеллигента вытесняет учитель-предприниматель, то особенность его такова, что от привычки работать лишь ради собственной выгоды он уже не откажется, даже если ему и повысить зарплату в 10 раз...

ПОРТРЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ: "МНЕ ИНТЕРЕСНО РАБОТАТЬ С ДЕТЬМИ"

Представьте, и сегодня есть молодые, которые идут в школу с охотой. Я встретила такого. Работает в школе третий год и считает это своим призванием. Хотя иллюзий в отношении нашего образования нет: родители -- педагоги. Дети от него без ума, и эта любовь -- взаимна.