1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №177 (432) за 23.09.99

УКРАИНЕ ШЬЮТ ЧЕРНЫЙ ФЛАГ

Одно из неизбежных паразитических явлений в шоу-бизнесе -- пиратство. С одной стороны, это как "партия и Ленин" (помните: "близнецы-братья"). С другой, любое воровство должно быть наказуемо. Но всерьез рассуждать о полном искоренении пиратства в стране, где существует рынок аудио-видеоносителей -- наивная блажь. Ведь никто не пытается осуществить на практике идею "блицкрига" с отечественной организованной преступностью.

Однако в последнее время все чаще слышны высказывания о том, что Украина -- чуть ли не оплот мирового пиратства, эдакая шхуна с "Веселым Роджером" на мачте. Подобная паника наблюдалась и ранее, когда Украина "открывала и обнаруживала" ужасные социальные язвы, неизменно подаваемые прессой под соусом "так жить нельзя". Вдруг у нас "появилась" наркомания, и сразу в таких чудовищных масштабах, что впору запретить аптеки. А с каким шоковым пафосом сообщалось о шествии СПИДа по странам бывшего СССР! Полистав газеты десятилетней давности, теперь можно констатировать, что рьяно и неоднократно обещанный СПИД-апокалипсис так и не наступил.

С пиратством -- та же история. Не было в Украине шоу-бизнеса -- вроде и пираты не существовали (ха-ха). И вдруг они, как черти из табакерки, повыпрыгивали и захватили все, что только можно. И вот уже масс-медиа трубят о неслыханном украинском пиратстве, сотрясающем самые основы мироздания. Так, в статье "Украину признали пиратской базой" ("Известия -- Украина", 27 июля 1999г.) Александр Кондратьев, ссылаясь на мнение Международной федерации звукозаписывающей промышленности (IFPI), утверждает, что нелегальное производство CD переместилось из Болгарии в Украину, где производственные мощности позволяют выпускать до 70 миллионов дисков в год.

Однако, по мнению экспертов Украинского союза пользователей объектами авторского и смежных прав, эта цифра завышена в 2,5--3 раза. Но даже если верить наблюдениям IFPI, то в их же отчете фигурирует объем выпускаемых ежегодно компакт-дисков в России -- 90 млн., из которых легальной продукции -- не более 6 млн., о чем автор статьи стыдливо умалчивает. И так ли ужасна картина отечественного пиратского беспредела, если учесть, что (согласно данным все той же Федерации) из каждых 222 выпущенных в мире дисков -- только один украинского происхождения. Можно ли наводнить при таких объемах производства CD все ближнее и дальнее зарубежье контрафактной продукцией? Однозначно -- нет. Хотя, согласно статистическим данным "International Intellectual Property Alliance", уровень пиратства в Украине относительно легального производства догоняет и даже опережает "бандитов" от шоу-бизнеса в Никарагуа, Боливии и Вьетнаме. Однако предположительные потери мировых производителей CD от украинских нелегалов выливаются в сравнительно скромную цифру -- в прошлом году эта сумма составила около $160 млн. (для сравнения: потери от российских контрафактщиков -- $977 млн., канадских -- $276, японских -- $645, бразильских -- $821, мексиканских -- $469).

Впрочем, под давлением соседей борьба с пиратством в Украине на законодательном уровне превратилась в лихой кавалерийский наскок, вследствие которого страдают преимущественно... легальные производители. Любой пират понимает, что у него нет будущего, но еще меньше у него стимулов превращаться в законопослушного бизнесмена. В частности, вызывает удивление практика взимания акцизного сбора еще на стадии производства, хотя CD может быть и не продан. Зато себестоимость каждого компакта увеличивается почти на тридцать центов.

Вследствие антипиратской кампании в стране уже практически уничтожен легальный рынок аудиокассет. Если до появления карательных указов (о запрещении торговли с лотков, о введении аттестатов на импорт, оптовую и розничную торговлю) на каждую легальную кассету приходилось от 3 до 5 пиратских, то сейчас -- 20--30.

Итак, остается лишь надеяться, что при очередной вырубке пиратского леса легальный производитель выдержит бомбежку крупными щепками. А после приступить к более эффективной -- чисто экономической -- борьбе за наше право слушать любимую музыку с качественных носителей.