1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №196 (199) за 13.10.98

ЗАЧЕМ НУЖНЫ УЧИТЕЛЯ, ЕСЛИ ОНИ НИЧЕГО НЕ ЗАРАБАТЫВАЮТ

Самолет опаздывал. Журналисты бродили по информационному центру посольства США, пили кофе и скучали. Наконец у входа появились виновники торжества. Одеты налегке, щелкая фотоаппаратами и улыбаясь всем и каждому, размашисто шагали американцы. Шесть учителей -- победителей американского конкурса "Учитель года" приехали погостить в Украину.

В Киеве зарубежные гости побывали всего день. Посетили официальный прием в посольстве и отужинали в ресторане "Украина". А потом отбыли в провинции. И, что удивительно, некоторым для визита попались даже глухие села. Причем на этом настояли сами американцы. Мне посчастливилось провести с учителями-звездами весь вечер. Своим собеседником попросила быть Жерарда Брукера, 55-летнего учителя из штата Коннектикут. В нашем разговоре участвовали его коллеги. Комментировали, добавляли, спорили, в общем тоже помогали мне представить образ современного американского учителя.

-- Чем престижно звание "Учитель года"?

-- В Канзасе есть зал учительской славы. Каждый год в тамошней галерее появляется еще пять портретов самых лучших учителей Америки. Мой портрет теперь тоже украшает эту галерею. Я известен, потому что очень этого хотел.

-- В деньгах это как-то выражается?

-- Получаю специальную стипендию -- часть денег необходимо использовать для нужд школы, остальные -- по своему усмотрению.

-- Что необходимо, чтобы стать лучшим учителем?

-- У меня шесть образований. Есть еще почетная степень. Приходится все время обучаться, ведь методика образования меняется очень быстро. Но больше помогает личный опыт и то, что я сам работал над созданием своей личности.

-- Много зарабатывают журналисты и учителя в США?

-- Работаю в городке, где живет элита. Всего 20 тысяч жителей, хороший уровень жизни. Зарплата репортера -- от 18 тысяч долларов в год. А учителя, имеющего степень бакалавра, -- от 28 тысяч долларов. Проработав больше 16 лет и имея ученые степени, вы можете рассчитывать на 85 тысяч в год.

-- Для постоянного совершенствования необходимо время. Ваших детей воспитывали дедушки и бабушки?

-- Я знаю, что в Украине это традиционно. Но американцы шутят: бабушки и дедушки портят детей. Западная часть Америки отличается -- семьи часто переезжают, теряют связи с родственниками, а восточная -- более постоянная. Америка разделена по возрастам. Флорида и Аризона для пожилых людей. Если семья разводится, родители берут на себя заботу о матери и ребенке и помогают финансово.

-- Его родители? -- переспрашиваю у переводчика. "Ее родители, -- смеется. -- Забирают свою дочку домой и даже иногда воспитывают ребенка".

-- Известно, что американские дети -- самые раскрепощенные и демократичные. Как удается с ними справляться?

-- Наши дети не очень серьезные ученики -- хотят, чтобы их развлекали. Есть телевидение, которое средний ребенок смотрит четыре часа в день, видеоигры. Они хотят, чтобы и учитель был развлечением. Мы больше внимания уделяем дисциплине, чем образованию. Мои ученики не хотят быть учителями. Мечтают о престижной работе, например, журналиста, как вы. Мальчики мечтают стать спортсменами, футболистами, рок-певцами, чтобы иметь миллионы. Они не понимают зачем нужны учителя, если они ничего не зарабатывают.

-- Есть в школе предмет, который учит семейным отношениям?

-- Называется "Человеческие ценности". Методические пособия -- куклы с компьютером. Ученик должен все время заботиться о "малыше". Если он его где-то оставил, учителю поступает сигнал.

-- По описанию очень похожи на наши тамагочи... А есть ли в школе психологи?

-- Многие ученики доверяют свои беды и радости учителям. Особенно в богатых школах, где дети нередко одиноки, ведь родители много работают. Например, приходит юноша и говорит, мол, хочу с вами посоветоваться, не могу никому этого рассказать -- я много пью. К сожалению, мы обязаны сообщить об этом руководству. Но если девочка говорит учителю, что беременная, он не имеет права никому об этом рассказывать.

-- Какие предметы у вас преподают плохо?

-- Математика, физика, химия, иностранные языки. Всего четверть учеников идут в высшие учебные заведения. Только пять процентов всего населения имеют степень магистра или доктора наук.

-- Так почему вы, извините, при своей неграмотности такие богатые, а мы -- бедные?

-- Это неправильный вопрос. Я работаю в школе, где 40--50 процентов детей хорошо образованы. Есть разница между богатыми и бедными школами. Очень трудно попасть учиться в ваш Киевский университет им. Шевченко, так же трудно попасть в университет Лос-Анжелеса. 40 процентов моих учеников как раз туда и поступают. Из бедных школ лишь 4 процента становятся студентами престижных вузов. Кризис в образовании и в том, что надо задать себе вопрос: каким детям мы хотим служить, всем ли в равной степени. Или хотим иметь элитных учеников, которым служим и даем все возможности. Еще проблема -- у вас учатся люди, получают образование, защищают докторские диссертации, а потом едут и работают у нас. К примеру, не хватало у нас биохимиков: два года назад приезжавшие к нам с такой специальностью мгновенно становились гражданами Америки.

...В перерывах разговора мы фотографировались, рассматривали обручальные кольца друг друга -- мое скромненькое и его шикарное с четырьмя бриллиантами и надписью "Всегда и навсегда" -- подарок любимой супруги, с которой воспитывают пятерых детей. Я устала. Мой собеседник -- ничуть. Его огорчало одно: "В Полтаву придется добираться долгих семь часов". Нам бы его проблемы.