1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №214 (217) за 06.11.98

ЧЬЯ ВОЗЬМЕТ?

Доказать международным финансовым организациям и нефтяным компаниям наибольшую целесообразность транспортировки каспийской нефти по маршруту Баку--Супса--Одесса--Броды--Адамова застава -- такая непростая задача сегодня стоит перед сопредседателями украинско-польского комитета: секретарем Совета национальной безопасности и обороны Украины Владимиром Горбулиным и главой Бюро национальной безопасности Польши Мареком Сивецом. Конкретные предложения по этой проблеме стороны передадут на рассмотрение своих правительств.

Напористость официального Киева в борьбе за "черное золото" продиктована экономическими соображениями. Длина нефтепровода Баку--Супса--Одесса--Броды--Адамова застава в два раза короче маршрута Баку--Джейхан (Турция). Более того, каждые 1000 кубических метров нефти, которые транспортировались бы по украинскому варианту, были бы на $10 дешевле, чем по турецкому (стоимость последнего проекта оценивается от $2,5 до 4 млрд.). Вариант строительства нефтепровода через территории Украины и Польши обсуждается с учетом потребительского спроса и экономических возможностей обеих стран. В случае нашей "нефтяной победы" Киеву удастся разрешить проблемы топливно-энергетического комплекса, существенно пополнить оскудевшую казну, а главное -- стать стратегическим звеном между Европой и Азией.

Какому из этих двух проектов будет отдано преимущество, пока неизвестно. По словам секретаря СНБО, сегодня внимание многих стран в основном приковано к маршруту Баку--Джейхан. Судя по всему, этот важный вопрос будет затронут на встрече Леонида Кучмы и Александра Квасьневского, запланированной на 10 ноября, а 12-го -- наиболее заинтересованные кампании ("Юнокал", "Амокко", "Бритиш петролеум" и другие) должны вынести окончательный вердикт: по турецкой или по украинской стороне Черного моря нужно прокладывать нефтяной путь.