1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №124 (127) за 02.07.98

ВОЗДУХ, КОТОРЫЙ МЫ ПОТЕРЯЛИ

Вам, наверное, приходилось слышать: вредные производства в Украине простаивают, стало быть, экология наша становится с каждым днем все лучше. К сожалению, все обстоит далеко не так просто и оптимистично.

ОСТОРОЖНО: АВТОМОБИЛЬНЫЕ АРОМАТЫ!

По крайней мере, городской воздух не стал чище. Скорее наоборот. Днепропетровские экологи утверждают, что решить эту проблему мешает множество факторов, не имеющих прямого отношения к охране окружающей среды.

Да, многие гиганты стоят. Но в то же время в городах резко увеличилось количество автомобилей. По данным Днепропетровской мэрии, сегодня в городе около полумиллиона автотранспортных средств, без учета транзитных. Цифра говорит сама за себя. Однако это еще не все. Как известно, в потоках, движущихся по нашим улицам, возрастает удельный вес иномарок, которые при всей своей комфортности превышают октановое число. В результате все как бы довольны -- и продавцу прибыль, и водитель не сбавляет оборотов. "Коммерческое топливо, -- говорит президент экологического фонда "Приднепровье" Вильям Задорский, -- по данным и городской СЭС, и независимых экспертов содержит значительное содержание ароматических веществ -- бензола, толуола и других. Они не успевают полностью сгорать в двигателе и выбрасываются с выхлопными газами. А это прежде всего канцерогены".

Самое грустное, что данные о количестве ароматических веществ в выбросах автомобилей, в отличие от, скажем, угарного газа, не учитываются ни ГАИ, ни экологическим мониторингом, ни гидрометеослужбами. Стало быть, мы достоверно не знаем, чем дышим.

"КЛАПАН ЧИСТОГО ВОЗДУХА"

Что же делать? Экологи говорят, что есть три пути решения проблемы. Первый -- глобальный. Ввести жесткие стандарты на топливо, которые ограничивали бы количество ароматических соединений в бензине и высокий экологический налог на низкокачественное топливо как для производителя, так и для продавца. Это практика всех развитых стран. Однако даже экологи признают, что такой путь в нашей стране перспектив не имеет. Хотя бы потому, что производителей нефти у нас нет, а ввозимые нефтепродукты контролировать практически невозможно.

Есть и другой путь -- внедрение топливных присадок. Они нейтрализуют вредные вещества и, кроме того, имеют множество добавочных эффектов. К примеру, присадка "Ренокс", созданная в Днепропетровске, обеспечивает экономию до 8% топлива. А универсальный модификатор Т-4, изобретение киевского ученого
А.Озерянского, -- до 15%, а также на четверть повышает мощность двигателя. Стоимость топливных присадок небольшая -- 1--3% цены топлива.

Три года назад Днепропетровская мэрия даже утвердила программу внедрения присадок Т-4 непосредственно на нефтебазах города. Но из благородной затеи ничего не вышло. Власти предлагали продавцам нефтепродукции отнести затраты по внедрению присадки на себестоимость. Но почти половину городского рынка горючего монополизировала структура, которая не привыкла к чьим бы то ни было условиям. Диктовать же условия другим означало ставить их в заведомо неравное положение. Программа осталась на бумаге.

Не дошли до широкой массы автомобилистов и устройства, которые позволяют фильтровать вредные вещества прямо в автомобиле, такие, как американский "клапан чистого воздуха". Отечественный "катализатор выхлопных газов" тоже не нашел пока широкого применения, хотя к 2003 году, согласно нашим обязательствам перед ЕС, такие штучки должны стоять на каждом украинском автомобиле.

ФАНТАСТИКА -- ЭТО ВНЕДРЕНИЕ

А уж технологические новшества, которые воздействуют на топливо в момент сжигания, кажутся просто фантастикой. Нет, сами по себе они, разумеется, реальны. К примеру, Институт энергетики Днепропетровского госуниверситета сегодня разрабатывает особые автомобильные свечи с плазменной активацией, которые позволят уничтожать еще в двигателе максимальное количество ароматических веществ. Фантастика начинается тогда, когда заходит разговор о внедрении.

"Проблема актуальна не только для Днепропетровска, но и для всей Украины. Днепропетровск, к сожалению, подтверждает общую тенденцию, -- говорит Вильям Задорский. -- Даже если все наше производство, не дай Бог, встанет, проблема содержания вредных веществ в выхлопах останется". Однако решать ее пока некому. У государства до этого, видимо, просто не доходят руки, а у местных властей не хватает то ли необходимых средств, то ли полномочий.