Выпуск газеты Сегодня №196 (199) за 13.10.98
"РУКОВОДЯЩАЯ РОЛЬ" УЧЕНЫМ НИ К ЧЕМУ. НУЖНЫ СВОБОДА И ДЕНЬГИ
Эти выводы прозвучали на одном из "круглых столов" конференции "Трансформация научных систем в странах с переходной экономикой". А пришли к ним философы, историки и биологи, исходя из истории науки. На этом фоне очень тревожной выглядела мысль профессора Александра Дикусара, заведующего отделом Института прикладной физики АН Молдовы, о том, что сейчас в странах СНГ идет разгром исторической науки.
Конечно, ничего общего с лысенковщиной нет, явление возникло по иным причинам и идет другой дорогой. Но, чего греха таить, разве сегодня в пылу политической полемики и заботах о хлебе насущном мы обращаем внимание на перекосы исторических фактов и оценок, которые проползли уже в школьные учебники?
А между тем власть по привычке пытается подмять под себя науку. И делают это конкретные люди, поэтому сегодня проблема "наука и власть" плавно перерастает в проблему "лидер и его окружение". Лидеры стран СНГ продолжают работать по "ветхозаветной системе старого госуправления, поэтому их экономические программы одинаково неэффективны. И даже руководители семи пядей во лбу при всем желании не в силах противостоять ей. Эта система продолжает ломать ученых (в том числе и находящихся в окружении лидеров), больше того, она не щадит и самих лидеров. Поэтому перед обществом стоит задача: перейти на "Новый завет" -- новую систему организации общества и, в первую очередь, в отношениях с наукой.
Когда-то еще академик Вернадский высказал мысль о том, что только новые высокие технологии обеспечат развитие экономики. А для этого государство, ничего не требуя от науки, должно обеспечить ей свободу творчества и, конечно же, финансирование проектов. На этом его "руководящая роль" должна окончиться. Но именно госзаказ науке даст работу заводам и фабрикам. Вот и весь рецепт.