1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №194 (197) за 09.10.98

"ЛЮДИ МОЕГО ПОКОЛЕНИЯ ЖИВУТ ПРОШЛЫМ"

Актеры, которым довелось работать с телережиссером Олегом Биймой, вспоминают его с благодарностью. Он человек основательный, с уважением относящийся к каждому. В разговоре со мной не скрывал тревоги за будущее Укртелефильма, где в августе были закончены три серии "Страсти" с Елизаветой Слуцко и Сергеем Романюком.

-- Студия имеет статус национальной. Здесь нет пока фирм и фирмочек, как на Довженко, но ситуация может измениться в любой момент... И меня это настораживает. Студия представляет собой достаточно лакомый кусочек для дельцов.

За два года государство не вложило практически ни копейки ни в один наш проект, при этом мы ухитряемся снимать фильмы, спектакли, телепрограммы. По пять месяцев не выплачивают зарплату... Мы адаптировались -- мало средств, короткие сроки съемок.

-- Это напоминает классическую схему -- разорить, а потом по дешевке скупить. А что если действительно придет новый хозяин?

-- Надо бы увидеть хозяина, если уж наниматься на работу. Взвесить все "за" и "против". Дело в том, что сейчас я, практически не имея материальной отдачи, могу позволить себе полную свободу в творчестве. Знаю, сегодня никто не заинтересован в том, чтобы вкладывать деньги в национальный кинематограф. Если бы появился такой хозяин и сказал: "Хочу, чтобы не сгинуло украинское кино", то к нему в очереди уже стояли бы и Юрий Ильенко, и Вячек Криштофович.

-- Каким будет ТВ в третьем тысячелетии?

-- Безумно интересным. Последнее время оно толчется на месте, как бы аккумулируя новые идеи, состояния, в первую очередь эмоциональные. Когда оно преодолеет технические ограничения -- это будет колоссальный прорыв, революция.

-- А человеческий фактор? Вы видите универсалов на украинском телевидении?

-- Я их не вижу и на американском. Потому что не смотрю. (Смеется рассерженный Олег Иванович, чей фильм "За ночью день" вызвал когда-то овации в кинозале ООН.) Те, кто сегодня "при исполнении", еще живут прошлым. И я в том числе. И нам не дано создать такой универсализм.

-- Расскажите о документальных фильмах -- портретах "Немеркнучі зірки України".

-- Думаю, я помру, воплощая этот нескончаемый проект. Уж слишком много с ним проблем. Только что закончил работу над портретом Константина Степанкова -- гениального актера, потрясающей личности, уникальной для Украины... Готов портрет Юлии Ткаченко -- последней представительницы аристократического театрального искусства из театра Ивана Франко. Об Анатолии Соловьяненко и говорить нечего. Делаю фильмы о Евгении Мирошниченко и Ольге Басистюк, в планах -- ленты о Гизелле Циполле и любимом и неповторимом Богдане Ступке. Мне интересно анализировать, как они смиряют гордыню и сопротивляются суете, как "проживают" неуважение со стороны общественности и государства к тому, что ими сделано, какие философские раздумья порождает у них это время.