1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №243 (246) за 18.12.98

"МОРАЛЬНЕЕ ПРЕДОСТАВИТЬ РАБОТУ ДВУМСТАМ, ЕСЛИ ДЛЯ ЭТОГО НАДО УВОЛИТЬ ПЯТЬ ЧЕЛОВЕК"

Николай Княжицкий, конечно, изменился. Говорят, что мужчина должен пройти "любовь, войну и бедность". "Войну" Николай Леонидович прошел и вышел из ситуации с честью, разве что взгляд жестче стал.

После полутора месяцев руководства Национальным телеканалом он вернулся на СТБ и в данный момент исполняет обязанности председателя административного совета.

ЗРИТЕЛЮ НАДОЕЛО НЕ ВИДЕТЬ ПЕРСПЕКТИВУ

-- Николай, после Нового года на телеканалах, как правило, меняется сетка вещания. Что будет меняться у вас?

-- Во-первых, мы, наконец, попытались определиться: для кого мы делаем телевидение? И пришли к выводу, что ТВ "для всех" делать невозможно -- надо вычленить аудиторию. Наша аудитория -- это интеллигентный зритель, который понимает, что происходит в стране и которому надоело не видеть перспективу. Думаю, сегодня мы должны этим людям (их, конечно, меньше в обществе -- 30--40 процентов) помочь утвердиться в мысли, что когда-нибудь мы сами и наша страна станут нормальными...

-- То есть ваши творческие амбиции сегодня приобрели совершенно реальные очертания?

-- Мы "накрываем" гораздо меньше аудитории, чем УТ-1, УТ-2, УТ-3, и, естественно, мы другие: СТБ нельзя сравнивать с Останкино, но с ТВ-6, ТВ-Центром, пожалуй, можно. В соответствии с этим мы строим свою работу, меняем сетку вещания. Что и произойдет после Нового года. Появится ряд аналитических программ -- это у нас получается. Скажем, если у нас в новостях -- мощные журналистские расследования, то почему бы не вынести их в отдельную программу? Да, в итоге мы на ТВ больше занимаемся журналистикой, чем "развлечением что ограничивает круг наших зрителей, но делает нас непохожими на других.

ЛУЧШИЙ ЗАРАБОТОК -- ЭТО ЭКОНОМИЯ

-- Время от времени вас упрекают в нецелесообразной кадровой политике на
канале...

-- Знаете, меня часто удивляет (а может, и раздражает), что газеты пишут: такой-то ассистент режиссера перешел работать на такую-то должность. Хорошо, давайте мы сделаем репортаж о том, как корректора перевели из одного отдела в другой... (Пауза.) Поэтому, если мы говорим о творчестве, давайте говорить только о нем -- хвалить или ругать наши программы, кинопоказы, то есть обсуждать то, что мы видим в эфире. А каким образом это делается -- наши внутренние проблемы.

-- Но внутренние проблемы в достаточной степени связаны с тем, что мы видим на экране. Например, известно, что в развитие телеканала уже вложено более $20 млн. и пока большой отдачи нет. Так должно быть, или вопрос остается открытым?

-- Конечно, вопрос финансов достаточно острый. Иначе быть не может. В этом смысле следует помнить, что лучший заработок -- это экономия. Если, конечно, это производство, а не перепродажа. То, что стоит три миллиона, надо делать за три, а не за десять. Кроме того, у нас есть телереклама. В частности, мы в дневное и ночное время запускаем телемагазины. За счет этого пытаемся выжить.

-- Какие функции, с вашей точки зрения, должен выполнять президент телеканала?

-- На каждом канале к этому вопросу подходят по-своему, и название не имеет, по большому счету, значения. В Америке, например, это называется генеральный менеджер или директор...

-- Дело даже не в названии. Когда президентом на СТБ стал г-н Нечаевский, многих это удивило. Ведь он, как человек, который по рангу должен определять концепцию и стратегические направления развития канала, совершенно не имеет опыта в данном бизнесе и, попросту говоря, не знает телевидения. Это все равно, как если бы меня завтра назначили директором института ядерной физики...

-- Я с вами согласен. Но дело в том, что это отрасль только начала развиваться. Когда Березовский пришел в телебизнес, он был доктором технических наук. Так что ни одного руководителя телеканала нельзя назвать профессионалом в советском понимании. За исключением Зиновия Кулика, но это еще ни о чем не говорит. Поэтому все мы -- и Роднянский, и Зинченко, и я -- выступаем в одинаковой роли, как и г-н Нечаевский, который руководил до этого крупными предприятиями, занимался математическим моделированием, политикой, следовательно, имеет опыт, умеет мыслить логически и понимает общественные процессы. Этого достаточно, чтобы работать на телевидении.

ВСЯКИЙ ПРОФЕССИОНАЛ РАНО ИЛИ ПОЗДНО ПРИХОДИТ В ПОЛИТИКУ

-- Николай, эти полтора месяца, в течение которых вы руководили УТ-1, не прошли для вас бесследно. Какой опыт вы приобрели и какие иллюзии утратили?

-- Прежде всего, я научился быть жестким, когда это необходимо, ведь по натуре я мягкий человек. Кроме того, на СТБ работает много людей, с которыми я начинал, и раньше мне сложно было предъявлять им какие-либо претензии. Сейчас я вижу, что для того, чтобы этот бизнес получился, иногда надо идти на человеческие жертвы. Моральнее предоставить работу двумстам, если для этого надо уволить пять человек. Я посмотрел на СТБ и на другие телеканалы со стороны и многое понял. Если раньше мне казалось, что здесь все ужасно и неинтересно, скучно и много проблем, то теперь мне стало ясно, что это не так: на коммерческом канале можно достичь гораздо больших результатов, чем под давлением государственной машины, которая руководствуется не логикой и финансовыми интересами, а капризами чиновников.

-- Это с финансовой, а с человеческой точки зрения?

-- С политической или человеческой точки зрения я лучше понял, как устроено наше государство. Для меня как журналиста и человека -- это колоссальный опыт.

-- По своему личностному складу вы идеолог -- человек, способный формировать и воплощать определенные идеи. У вас нет никаких политических амбиций?