1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №234 (237) за 05.12.98

"ДАЙМЛЕР-БЕНЦ" И "КРАЙСЛЕР" СЛИЛИСЬ. В ЭКСТАЗЕ?

На днях вступило в силу соглашение о слиянии двух автомобильных корпораций -- американской "Крайслер" и немецкой "Даймлер". Таким образом завершилась 73-летняя история знаменитого "Крайслера". Эта сделка -- самая крупная в истории мирового бизнеса. Капитал созданной в результате "аншлюса" компании "Даймлер-Крайслер" составил $92 млрд., что обеспечит ей почетное пятое место после "Дженерал Моторс", "Форда", "Тойоты" и "Фольксвагена".

У автомобилестроителей во всем мире -- серьезные проблемы: из произведенных в прошлом году 74 млн. машин 20 млн. так и не удалось продать. Приходится искать новые варианты выживания. В результате слияния "Даймлер-Бенца" и "Крайслера", например, предполагается сокращение издержек в 1999 году на $1,5 млрд.

Чрезвычайно высокие налоги в Германии (выше они только в Японии) заставляют немцев вывозить свои капиталы в другие страны -- и уже там приобретать заводы, фабрики и компании. В прошлом году, например, по данным журнала "Экономист", немецкие компании инвестировали в другие страны в 10 раз больше денег, чем иностранные компании -- в Германию. "Даймлер-Бенц" уже сейчас две трети своего производства разместил за пределами исторической родины: только в Америке его годовой оборот достигает $14 млрд. (20% всего годового оборота). В прошлом году в Тускалоле, штат Алабама, был открыт завод, с большим успехом выпускающий комфортабельный Мерседес М-класса, разработанный специально для американцев. На Женевском автосалоне это авто заняло первое место в своей подгруппе. С помощью двух других американских фирм -- "Фратлайн" и "Стерлинг", выпускающих грузовики, "Даймлер-Бенц" контролирует 40% американского авторынка.

Позиция "Крайслера" в Европе намного скромнее, чем у "Даймлер-Бенца" в Америке: он держит всего 1% европейского рынка. Компания имеет только один сборочный завод в Австрии, который выпускает минивэн "Вояджер". До сих пор основные деньги "Крайслер" делал в Америке на джипах и легких грузовиках, теперь же у него появляется возможность увеличить продажу в Европе. А у "Даймлера", соответственно, -- в Канаде, США и Латинской Америке.

Объединившиеся удачно дополняют друг друга: новорожденный гигант будет производить весь спектр авто: от Крайслер "Неон" за $10 тыс. до сверхдорогого Мерседеса "Мабах". И все же сейчас трудно предсказать, насколько успешным будет слияние. Американская статистика свидетельствует, что добровольные союзы редко бывают удачными. Одновременное существование двух штаб-квартир (в Штутгарте и Детройте) и двух сопредседателей неизбежно будет порождать противоречия. Если верить первым сообщениям из немецких источников, то немецким акционерам принадлежало 58% акций, а американским -- 42. Теперешнее соотношение -- соответственно 57 и 43%.

Роберт Итон, 58-летний президент "Крайслера", ранее возглавлявший европейское объединение "Дженерал Моторс", прекрасно организовал работу своей фирмы и вряд ли без внутреннего противоречия согласится через 3 года стать вторым после Юргена Шремпа лицом в иерархии новой компании, как это записано в соглашении. Глобализация -- это, конечно, реальный путь для повышения конкурентоспособности, но она не может продолжаться бесконечно, рано или поздно встает вопрос об оптимальных размерах. Вице-президент "Крайслера", 65-летний Роберт Лутц, работавший в "Опеле", БМВ, "Форде" считает, что наибольшей прибыльностью обладают фирмы, производящие от 300 тысяч до миллиона авто в год. А нынешнее слияние создало трудноуправляемого колосса.

Однако "Даймлер-Бенц" продолжает экспансию. Недавно начаты переговоры о приобретении контрольного пакета акций в производстве грузовых автомобилей японской компании "Ниссан", которая давно ведет переговоры о слиянии с "Мицубиси". Дела у "Ниссана" идут неважно, по данным "Экономист", компания зарабатывает на одном автомобиле в 5 раз меньше, чем "Тойота", и в 4,5 раза -- чем "Мерседес-Бенц". Сейчас в Японии 11 автомобильных фирм, что много даже для такой гигантской экономики. После создания "Даймлер-Крайслер" акции японских автомобильных фирм заметно понизились: очевидно, им также не избежать слияний. Уже сейчас "Форд" владеет 25% акций "Мазды", а "Дженерал Моторс" контролирует "Исудзу" и "Судзуки". Так что проникновение американских и европейских автомобилестроителей на пока закрытый для них азиатский рынок -- неизбежно.