1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №122 (377) за 06.07.99

ТАТУИРОВКА ДАЕТ ПОНЯТИЕ О ТЕХ, КТО ЖИВЕТ "ПО ПОНЯТИЯМ"

Силами Национальной академии внутренних дел Украины, точнее, двадцатилетним трудом подполковника милиции Анатолия Капитанского и фотографа бюро медсудэкспертизы Виктора Литвинова, создан уникальный альбом -- "Искусство криминальной татуировки". В него вошли 263 фотографии -- шедевры нательного художества советских и постсоветских времен.

ЗАКРЫТА ЛИ У ТИГРА ПАСТЬ?


Татуировка садиста-насильника
С давних времен на Руси тело разбойника клеймили позорным штампом, который, в общем-то и стал "предком" криминальной наколки. В частности, Петр I татуировал преступников в виде изображения орла на щеке. Не мудрствуя лукаво, Екатерина II добавила к этому антуражу буквенное обозначение. Например, убийце на щеках и на лбу ставилась буква "У". Лжец "награждался" соответственно буквой "Л" и так далее. Со временем криминальный мир был разрисован до такой степени, что постепенно стал превращаться в отдельную субкультуру, несущую в мир ужас от наводнения собою. В ответ на такое "художество" властей, заклейменные преступники стали использовать татуировку в своих целях. И теперь изо дня в день, из года в год, в нашей стране преступный мир встречает друг друга по одежке, а провожает по наколке.

Татуировки, сделанные умельцами в местах лишения свободы, это не просто декор тела, а источник биографических сведений об их обладателе, его ранг в криминальном мире и его жизненная позиция. К примеру, изображение на плече коронованного орла и креста может означать, что его носитель уважаемый человек в преступном мире -- "вор в законе". Если пред вашими очами -- живой холст, на котором изображена голова тигра с открытой пастью, большая вероятность того, что встретили осужденного за злостное хулиганство. Кстати, если пасть у хищника закрыта, то вы в безопасности, поскольку носитель этой татуировки принял решение порвать с преступной жизнью.

Татуировка "вора в законе",
"пахана". Орел -- символ власти
и жестокости. Крест -- эмблема
воров
Наиболее известная нательная фраза -- "Не забуду мать родную" -- создает впечатление, что эти слова гравирует на своем теле прилежный сын в память о матери-старушке. Увы, сентиментальностью тут и не пахнет. В данном случае родная мать для зека -- "воровская семья", ее-то он и клянется не забыть. Правда, не исключено, что кто-нибудь самовольно присвоил себе "звание" титулованной особы. В таком случае ему следует опасаться не правоохранительных органов, а совсем наоборот, представителей преступного мира.

"ЛЕНИН -- ВОР"

Большую популярность татуировки приобрели в среде политзаключенных. Обычно они служили выражением антипатии к существующему строю. Сейчас, правда, такие наколки редкость, ибо их носители, согласно постановлению Президиума Верховного Совета СССР о толковании статьи Уголовного кодекса, несли ответственность вплоть до исключительной меры. А во время правления Сталина власти даже и не обременяли себя судом и следствием -- одного лишь наличия "политической" наколки было достаточно, чтобы антисоветчика расстрелять. Наиболее распространенными татуировками из разряда диссидентских были: силуэт Ленина с надписью "ВОР" (Вождь Октябрьской Революции) и лик Иосифа Виссарионовича, подписанный "Начальник социалистического лагеря". Популярность изображения вождей мировой революции росла по мере того, как становились обыденностью расстрелы заключенных. Наивные зеки полагали, что у конвоира не поднимется рука стрелять в лики "святых". Некоторые из них теперь в буквальном смысле обязаны жизнью Марксу и Энгельсу вместе со Сталиным и Лениным.

Парусник с белым корпусом и
черными парусами означает,
что его владелец -- бежавший из-под
стражи преступник, находящийся
на нелегальном положении
В противоположность этому татуировка, изображающая индейца, подлежала принудительному удалению, поскольку несла в себе вредную смысловую нагрузку, со значением -- лишен гражданских прав.

КРИМИНАЛИСТЫ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Интерес к малой энциклопедии "Искусство криминальной татуировки", с расшифровками наиболее часто встречаемых наколок, проявили не только местные силовые структуры, но и Интерпол, что вполне объяснимо. Поскольку, после развала СССР, криминальные "картины" разъехались по всему белу свету. Выйдя "на большую дорогу" в странах Запада, носители нательного искусства вступили в противоречие с местными законами. Следовательно, дабы узнать, что ожидать от постсоветских соловьев-разбойников, полиции всего мира еще предстоит изучить шедевры криминального художества и уяснить, "чьих кистей работа". Хорошо, что книга издана на двух языках (русском и английском). Это в значительной мере упрощает работу тем, чья "служба и опасна, и трудна".