1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №17 (272) за 29.01.99

ПОДНИМЕТ ЛИ НАМ ВЕКИ ЮРИЙ МАКАРОВ?

Сальвадор Дали в своих дневниках как-то остроумно заметил, что трудно заставить себя избавиться от определенных взглядов на мир, зато можно попробовать заставить мир разделить с тобой эти взгляды. Особенно если у тебя публичная профессия -- журналист, например.

Раньше, лихорадочно просчитывая, для кого написана та или иная книга, снят кинофильм, сделана телепередача, я упускала из виду вариант "для самих творцов". Такая, знаете ли, сублимация. Особенно это бросается в глаза, когда речь идет о телевидении и программах "не для всех" (формулировка -- "укатайка" для возможных оппонентов: сказано же -- не для всех!).

Юрий Макаров
"Телемания" начинала свою жизнь в бодрящих ритмах -- исторические расследования, встречи с интересными людьми, корректный культурологический ликбез. Но то ли духу не хватило, то ли интересы поменялись у автора Юрия Макарова, но превратилось это в невнятный интеллигентский "разговор" на заданную тему.

Даже предновогодний телевизионный выпендреж никак не повлиял на лекала, с помощью которых ведущий создает еженедельную программу. Последняя предпраздничная передача была посвящена классической музыке. В беседе с выдающимся дирижером Романом Кофманом Юрия Макарова чрезвычайно интересовало, почему классика воспринимается как нечто элитарное. На это Роман Исаакович втолковывал наивному ведущему, что искусство не должно принадлежать народу. Тут же возник вопрос: зачем рассказывать народу (он-то в основном и смотрит телевизор), что есть вещи, которые ему не понять?
Думаю, даже поклонников Макарова начало клонить ко сну во время десятиминутной дискуссии на тему "Зачем режиссер надевает фрак". Как вы думаете -- зачем? Оказывается, чтобы стать "слугой партитуры". Клянусь, если бы речь шла не о "Телемании", я бы подумала, что люди просто стебаются.

Такой же безотносительный характер носила беседа в одной из последних передач о правах человека: Французская революция, Билль о правах, "суд должен защищать человека" -- все это правильно, однако полезнее было бы поговорить о том почему правовая система в нашей стране не работает, о коррумпированности судов и продажности адвокатуры. И опять странное резюме: "Надо поступать и жить так, как будто каждый из нас верит, что Декларация прав человека уже действует в Украине". Как будто если повторить сто раз слово "халва", во рту станет слаще.

Макаров часто декларирует, что "на ТВ не надо изобретать велосипед". Учитывая, что "Телемания" идет в воскресенье в вечернее время, не грех вспомнить отличный опыт Андрея Максимова на "ТВ-центре": его вечерние беседы с не менее замечательными людьми, чем визави Макарова, пользуются таким успехом у москвичей именно потому, что в них много по-хорошему "земного", а главное -- понимания, что канал работает в формате "коммерческого".

В последнее время в прессе появилась информация о готовящейся реорганизации "Телемании". Одно из интервью охарактеризовало Юрия Макарова как "человека, который умеет догонять поезд". Не думаю, что это лучше, чем просто не опаздывать, или что в одну реку -- с тем же успехом можно войти дважды. Но все же хочется верить, что Макарову хватит чувства юмора "поднять веки" телезрителю, заставить его проснуться и поверить в обратное.