1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №31 (286) за 18.02.99

ЗА "ДЛИННЫМ ДОЛЛАРОМ" ПО СВЕТУ

Стоимость предметов искусства в разных странах зависит от общего благосостояния и развитости галерейного бизнеса. Дороже в США, Канаде, Германии, Англии, дешевле во Франции и Испании. Украинских художников ценят за границей за "дешевизну", высокое качество и профессионализм.

И все же сделать настоящую карьеру за рубежом может только тот, кто там родился. Чужаку добиться высоких цен на их арт-рынке просто нереально. Времена гениев-эмигрантов в прошлом. Галеристы, как правило, продают работы в 2--3 раза дороже, чем платят автору. Многие художники, приобретая зарубежный опыт и утратив иллюзии, возвращаются домой. А дома карьеру приходится начинать заново. И, конечно, рассказывать о своих заграничных делах они не любят.

"ЭМИГРАНТОМ БЫТЬ УНИЗИТЕЛЬНО"

У Юрия Пшеничного еще в студенческие годы были персональные вернисажи в США, в Тулузе и Жероне. Картины продавались, художник получал от $600 до $1000 за работу, а галеристы -- в несколько раз больше. С украинскими галереями художник не работает, продает картины из мастерской, арт-бизнес считает зачаточным, а продажу -- редкостью. "Имя следует создать у себя на Родине, а потом уже выезжать за рубеж, тогда отношение будет другое и здесь, и там", -- вывод художника.

"ТАМ Я БУДУ НИЩИМ"

Алексей Малых стал ездить в Германию благодаря дружбе с немецким бизнесменом. Художник жил в его доме и писал картины, а хозяин их продавал. Цены колебались от 600 до 2000 DM, половина из которых шла в карман продавца. В Киеве такие работы продаются гораздо дешевле. Но уезжать на ПМЖ Алексей не стремится. Неплохо существуя на свои гонорары в Киеве, он будет нищим в Германии. "Для большинства немецких художников искусство может быть только "хобби", -- сетует Малых.

"МЕЧТАЮ О ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ"

Людмила Бруевич попала в Германию еще студенткой Академии искусств. На выставках ее работы продавались по $400, комиссионных немцы не взяли, изначально определив себя меценатами, что поощряется льготами в налогообложении. Позже ее заметил арт-бизнесмен из Испании и заключил контракт на тиражную графику ценой от $4 до 9 тысяч за заказ. (В Испании гравюра развита плохо.) Это было скорее массовое производство сувенирных открыток, чем творчество. Только благодаря помощи мужа, ставшего ее менеджером, Люда иногда отдается свободному творчеству, и это приносит результаты: она завоевала Гран-при Всеукраинского триеннале "Графика-97".

"ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ" НОТА?

И все же большинству из них приходится работать с отечественными галереями. Из-за низкого уровня жизни в стране они в состоянии заработать на хлеб творчеством, что исключено за границей. Уже сформировались цены на живопись (от 300 у.е.) и скульптуру (от 1000 у.е.), хотя художественный рынок все еще носит стихийный характер. Контракты на эксклюзивную продажу -- невиданная редкость. Банкир охотнее проигрывает деньги в казино, чем вкладывает в искусство. Только появление новых Терещенко и Ханенко сможет изменить ситуацию, дабы не стремились наши таланты за "длинным долларом" в Европу. И государству уже пора отличать арт-бизнес от продажи водки, чтобы галереи не были вынуждены скрывать следы своей зачаточной коммерции. А иначе так и останемся культурно-сырьевым придатком Европы!