1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №144 (399) за 05.08.99

"ГОРЮЧКА" ДЕШЕВЕЕТ, НО МЕДЛЕННО И ПЕЧАЛЬНО

В большинстве регионов Украины смягчился острый дефицит бензина и дизтоплива, а цены на него, соответственно, поползли вниз. Но не стоит надеяться, что они к сентябрю снизятся до 1,7--2,2 грн., как прогнозируют наиболее оптимистичные представители министерств и профильных комитетов.

Вероятнее всего, цена на высокооктановые марки бензина составит 2,4--2,6 грн., после чего снова медленно пойдет вверх -- пропорционально девальвации гривни. Вчера рекордно низкая за последние две недели цена на низкооктановый А-76 и высокооктановый А-95 зафиксирована в Кременчуге: соответственно 1,25 грн. и 2,0 грн. за литр. Видимо, все-таки сказывается благотворная близость Кременчугского нефтеперерабатывающего завода. Напротив, самая высокая стоимость А-76 отмечена в Крыму, Житомирской, Николаевской и Херсонской областях -- 2,8 грн., а на А-95 -- в Крыму: 3,8 грн. И все же в 19 регионах страны в эти дни ценники на автозаправках несли заряд бодрости автолюбителям.

Удешевление моторного топлива, по заключениям операторов отечественного рынка нефтепродуктов, стало прямым следствием "пожарных" президентско-правительственных мер по стимулированию импорта светлых нефтепродуктов и их производства из давальческого сырья на территории Украины. Вместе с тем независимые эксперты отмечают, что потенциал финансовой либерализации, заложенной в "бензиновых" указах президента и постановлениях правительства, уже почти исчерпан. А поскольку началась очень динамичная девальвация гривни, ее обесценивание вскоре может спровоцировать реверсный ход расценок на моторное топливо. И уже к сентябрю снова начнет расти стоимость "горючки".

Призрак новой угрозы замаячил на горизонте: если российский нефтедоллар придавит своим весом "сердегу" гривню, осенью топливный кризис может перерасти в транспортный. Кстати, признаки последнего уже наблюдаются, особенно в городах-мегаполисах: из Донецка и Харькова сообщают о сокращении числа рейсовых автобусов на линиях, в столице же, где автотранспортные компании, специализирующиеся на перевозке пассажиров "маршрутками", больше других страдают от моратория на повышение тарифов, их микроавтобусы стали редкостью. Хорошо китайцам и голландцам, привыкшим покрывать расстояния на велосипедной мускульной тяге. Но первые выносливы, как мулы, а вторые за день могут на педалях пересечь свою "неозору батьківщину"...