1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №212 (215) за 04.11.98

АЛЕКСАНДР ЗИНЧЕНКО: "ВЫЙДЯ ИЗ КАБИНЕТА ШЕВАРДНАДЗЕ, Я БЫЛ В ШОКЕ"

Сдержан до сухости, однако за обманчивым внешним обликом -- почти вулканическая эмоциональность. Александр Зинченко вспыльчив и азартен, как прирожденный игрок, и в то же время холодно-рассудочен, как politiсian born. На театральной сцене большой союзной политики в качестве секретаря ЦК ВЛКСМ он появился под занавес, став свидетелем распада когда-то незыблемой советской империи, возвышения и краха мелких политических самолюбий эпохи "междуцарствия" Горбачева. Ныне г-на Зинченко называют идеологом СДПУ(о) -- партии, имеющей амбициозные намерения -- потеснить партию власти...

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ. ВРЕМЕННАЯ

-- 13 октября, когда судьба правительства висела на волоске и маятник эмоций депутатского зала вот-вот должен был качнуться в пользу его отставки, ваше выступление стало переломным...

-- В какой-то степени... Представьте, зал обессилел от напряжения: пять часов длились дебаты ярких, временами даже блестящих ораторов. Сколько высказано аргументов, взаимных обвинений, упреков! И вот выходишь на трибуну, в зал, где очень многие загипнотизированы сиюминутным лозунгом: "Долой правительство любой ценой!" Как доказать ложность такого шага? Да, наша партия не удовлетворена работой правительства, так же, впрочем, как и большая часть нынешних политиков. Однако имеет ли парламент право пойти на поводу у эмоций? Ведь отставка равносильна слиянию двух "кризисных" цунами -- финансового и политического. А это, опять-таки, мощнейший удар по экономике. Любая отставка влечет за собой кризис власти -- не столько даже в центре, сколько на местах. Скажем, пришел предприниматель сегодня -- кабинет занимает один чиновник, пришел завтра -- другой. Но что это дает? Нужно пересматривать правительственный курс. Нас спасут лишь системные меры.

-- Это не слишком оригинальная мысль. У СДПУ(о) есть конкретный план?

-- Затянув туже петлю на шее предпринимателя, его можно только доконать. Суть наших предложений сводится к усилению экономической мотивации и ослаблению чисто фискальной "узды". Параллельно нужно уменьшать внешнюю и внутреннюю задолженность, создавать рабочие места. Вы посмотрите, что делается! Сегодня в ВР и правительстве сидят люди, которые не хотят отвечать за свои действия, -- астрономические долги появились не сегодня. Если семь фракций не поддержали ныне отставку кабинета, это еще не означает пожизненную "индульгенцию" для него.

-- В таком случае почему бы вам не принять участие в формировании правительства, как это предложил премьер?

-- Начну издалека. На Западе степень реального влияния партий определяют выборы: кто набрал больше голосов, тот получает ключевые посты в правительстве и в регионах, свободу маневра, чтобы реализовать ту программу реформ, которая имеется у партии. У нас же совсем другие условия: первые партийные выборы состоялись лишь в этом году, общество политически не структурировано. Поэтому речь идет о личностном подходе, то есть лица, которых партии порекомендуют в правительство, не обязательно будут членами партийного списка.

-- Не значит ли это, что партии, прикрываясь "личностным подходом", не хотят брать на себя ответственность за действия правительства?

-- Речь не об этом. Ответственность должна быть соизмерима с реальными возможностями. А какие возможности у нынешних министров, которые и политическими фигурами, в общем-то, не являются? Быть винтиком в системе 22 министерств, игрушкой в руках аппарата? Одно дело -- победить на выборах, сформировать правительство, воплотить в жизнь свое представление о власти. А что могут предпринять партии при нынешних ограниченных возможностях? У них нет "властного" аппарата для воплощения своих идей.

Поэтому и премьер ныне отстаивает не столько партийный, сколько личностный компромисс: министрам предложено определиться в своих партийных симпатиях. Что касается коалиционного правительства, войдут ли в него представители СДПУ(о) -- будет зависеть от того, на каком правовом поле партиям позволят играть. Я допускаю даже мысль: если условия, предложенные Кабмином, не будут достаточно приемлемыми для проведения генеральной линии партии, мы вообще не станем кого-либо рекомендовать.
Отправлять людей в "молотилку" -- бессмысленно.

-- В таком случае идут ли переговоры между Президентом, правительством и партиями относительно правовых и политических условий, на которых могло бы быть сформировано коалиционное правительство? Ведь времени на выяснение отношений нет -- страна на грани экономической катастрофы...

-- Переговоры уже ведутся, но, еще раз повторяю, -- все зависит от Кабинета министров.

БОРЬБА ЗА НИШУ

-- Правда ли, что ваша фракция переманивает депутатов от Народно-демократической партии? Как бы вы прокомментировали подобные высказывания?

-- Подобное категорически отрицаю. Мы против "механического" наращивания численности. С другой стороны, нам безразлично, из какой фракции придут депутаты, главное, чтобы они стояли на наших идеологических позициях. Взгляды социал-демократов в какой-то мере разделяют Рух, "Громада", социалисты, НДП, даже часть коммунистов...

-- Вы затронули весьма интересную тему. Как партийный идеолог скажите, чем же
СДПУ(о) отличается от перечисленных вами или, скажем, западных партий? Словом, в чем ваша особенность -- единственная и неповторимая?

-- А не надо ее искать. "Арийской" идеологической чистоты не будет. Гораздо важнее те экономические предложения, которые мы выдвигаем. Что касается наших западных коллег, то они делают ставку на средний класс. Мы же не отталкиваем от себя людей с доходами выше среднего, хотя нас и пытаются упрекнуть в "обуржуазивании" партии. Предприниматели, которые инвестируют промышленные предприятия и создают рабочие места, -- это будущее нашей страны. В 2002 году на парламентских выборах СДПУ(о) планирует финишировать не восьмой, а первой или второй. В отдельных регионах, к примеру, в Закарпатье, мы уже сумели занять лидирующее положение. Игры в оппозицию, тем более конструктивную, -- не для нас: это что-то вроде полубеременности...