1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №91 (346) за 20.05.99

ДИАЛОГ НА ТРИ ГОЛОСА

"Только не вздумайте говорить "глухонемые", -- предупредили меня накануне визита в интернат. -- Обидятся. "Глухие" -- ладно, но они вовсе не так немы".

ИЩУ ЧЕЛОВЕКА!

Вторгаться в скрытый от чужаков, незнакомый мир людей, обделенных способностью слышать, пусть даже с самыми благими намерениями, было по меньшей мере неразумно. Для начала предстояло найти человека, способного стать моим гидом и переводчиком. Так я познакомился с преподавателем Луганской специализированной школы-интерната для глухих детей Евгенией Коваленко.

С ее 10-А классом я тогда общался больше часа. Позже были и другие встречи, и тщетные попытки склеить в одно целое обрывки фраз и фактов. Как ни старайся, а взглянуть изнутри на мир глухого человека, понять его душу -- мне, слышащему, было в высшей степени затруднительно.

-- А вы бы повидались с Олегом Певневым, -- пришла на помощь Евгения Николаевна. -- Это уникальный человек!

ЗНАКОМСТВО


Олег и его жена Лиля
-- Разговоры об уникальности Олега, по-моему, преувеличение, -- с первых минут постаралась внести ясность его мама, Татьяна Ивановна. -- Все дело в способе общения. Если большинство глухих -- "жестовики", то Олег -- "словесный жестовик" и способен строить фразы так, как строим мы с вами, не упрощая. Общаемся с помощью тактильной азбуки -- 33 буквы, из которых пальцами можно сложить слова и тексты.

В его 26 лет Олега легко принять за школьника, если бы не спокойно глядящие на тебя из-за толстых линз внимательные, умные глаза.

-- Глухие обычно начинают читать поздно, а я -- в три года. И в этом большая заслуга мамы. Как любого ребенка, меня очень интересовал этот мир, а книги были основным источником знаний. Мне очень нравится Джек Лондон. Прочитав его "Мартина Идена", я понял, что учиться никогда не поздно и что в жизни нет ничего невозможного.

ШКОЛА В ЗАГОРСКЕ

Загорская школа для слепоглухонемых детей была в советские времена единственным в стране местом, где специалисты Московского института дефектологии творили настоящие чудеса.

-- Минздрав направил нас в Институт дефектологии, где нам дали индивидуальную программу, -- вступила в разговор Татьяна Ивановна. -- До пяти лет мы с Олегом занимались самостоятельно. Потом была экспериментальная группа при том же институте, и, наконец, 8 лет в Загорске. Помню, там в вестибюле была надпись: "Слепоглухой ребенок -- это существо без человеческой психики, но обладающее полной возможностью ее развития". Этим принципом я и руководствовалась. А вы знаете, что мы закончили юридический техникум?

ЮРИСТ

Так пристально смотрят на мир только люди искусства. Но для слабовидящего Олега более привлекательной оказалась профессия юриста. Ленинградский восстановительный центр, аккумулировавший в своих стенах интеллектуальную элиту глухого мира, он закончил с красным дипломом.

-- Ты практикующий юрист? -- поинтересовался я.

-- По мере сил помогаю глухим решать их проблемы. Многие из них не могут даже правильно написать заявление. Одна женщина, к примеру, уволилась с работы, а с ней не рассчитались. Тогда я помог ей получить все заработанные деньги.

-- Можно, я добавлю от себя? -- попросила мама. -- Олег мне сам часто говорит: "Мама, как я могу брать деньги со своих клиентов, если многие из них живут за чертой бедности?!" Один из них, например, -- отец четверых детей -- задолжал за квартиру. Олег помогал ему разбираться. А у того нет денег даже на выплату долга.

-- Олег, а как относятся к тебе чиновники, перед которыми ты защищаешь интересы глухих? Не пытаются отмахнуться?

-- Бывает. Приятного в этом мало, но я стараюсь не принимать все близко к сердцу.

-- В свое время, -- вспоминает Татьяна Ивановна, -- мне предлагали работу воспитателя в школе сына. Я отказалась, понимая, что не смогу любить всех глухих так, как люблю Олега. Сегодня воспитание глухих, по моему убеждению, поставлено на поток. Практически до 16 лет дети живут в тепличных условиях интерната, у них нет ни ощущения домашнего очага, ни самостоятельности. Покидая "теплицу", они с трудом адаптируются к жизни. Две трети глухих не способны читать по губам, не понимают сурдопереводчиков. Вернее, жесты они понимают, но что означает то или иное слово, не знают. И вы с трудом объясните им, что такое, к примеру, "кейс". Всему виной "жестовое" мышление -- глухие пишут и говорят так, как общались бы жестами. Спрашиваю у друга сына: "Здорова ли мама?" Он не понимает. А Олег советует: "Ты спроси у него: "Мама болеет?" Он ответит". То же самое с пословицами и поговорками.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИР

-- Олег, верно ли, что глухих отличает сильная взаимовыручка?

-- Она сильней чувствовалась в прежние времена, но и тогда внутри этого мира существовали определенные барьеры. Так, глухие, работавшие на производстве, недолюбливали глухих, зарабатывающих на жизнь торговлей в поездах или на рынке. Те платили взаимностью. Но сейчас все настолько изменилось...

-- Скажи, глухие и слышащие -- это параллельные миры?

-- Нет. Сегодня их интересы все чаще пересекаются. Глухие понимают, что жить как раньше, обособленно они уже не могут. Остается приспосабливаться к новым условиям. Глухие не безупречны. И в нашей среде хватает наркоманов, проституток, воров. Правда, у последних есть свой кодекс чести: у глухого не воровать.

ГЛУХОЙ РЕБЕНОК -- МЕНЬШЕ ПРОБЛЕМ

С Лилей Олег познакомился, когда зашел по делам в ПТУ для инвалидов. Теперь они живут под одной крышей.

-- Олег, знаю, что не все семьи глухих мечтают о слышащем ребенке. Почему?

-- Глухой ребенок -- меньше проблем. Родители отведут его в садик для глухих, затем в школу... Все привычно, знакомо. А если ребенок слышащий? Как найти общий язык?

-- У него кумовья -- глухие, -- добавляет Татьяна Ивановна, -- а их ребенок -- слышащий. Так Олег им за переводчика. Чуть что -- бегут к нему.

-- А ты сам о каком ребенке мечтаешь?

-- О слышащем.

"ГЛУХОЕ РАДИО"

Скажете, не может быть?! Тем не менее. Никто из слышащих не в состоянии объяснить, как люди, лишенные слуха, долгое время не встречаясь и не переписываясь, умудряются быть в курсе всех важнейших событий в жизни друг друга.

-- Один его друг, -- улыбается мама, -- живущий сейчас в Германии, еще до нашего письма знал, что именно мы подарили Олегу на день рождения. Другой несколько месяцев назад отправился на заработки в Польшу. Домой -- ни одного письма. Зато Олег знает о его делах если не все, то многое. В их среде как нигде дорожат возможностью общения. Здешний интернат и ПТУ заканчивает немало ребят из сел. В Луганске они вынуждены голодать, перебиваясь случайными заработками, но возвращаться домой не хотят, потому как там зачастую и вовсе не с кем поговорить.

О ДРУЗЬЯХ, ТОВАРИЩАХ

-- Найти работу в городе нелегко даже здоровому человеку, не говоря уже о глухом. Потому большинство моих друзей и знакомых заняты коммерцией: торгуют на рынках кто чем. Одним везет, другие -- прогорают. Состоятельных ребят среди нас единицы.

-- Олег забыл упомянуть Володю Бочарова, -- вновь добавляет Татьяна Ивановна. -- Он тоже закончил луганскую школу-интернат, учился в Ленинграде, там же женился и остался жить, открыв строительную фирму. О земляках тоже не забыл. Многие наши ребята ездили тогда к нему. Для них это был стабильный и весьма неплохой заработок.

ЗАВЕТНАЯ МЕЧТА

-- Я реалист. Благоприятной жизни в этой стране ждать не приходится. Мечтаю о том, чтобы хоть к старости я мог хорошо жить. Больно видеть, как глухие, отдавшие молодость и силы заводам и фабрикам, воруют и попрошайничают.

-- Как же тебе удается не падать духом?

-- Так меня воспитали. А все жизненные принципы четко записаны в Библии: не убивай, не кради, не ври... Вот только не красть и не врать всем нам -- и глухим, и слышащим -- все тяжелее и тяжелее.