1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №117 (372) за 26.06.99

"НАРОДНАЯ" ГОРЮЧКА УЛЕТУЧИВАЕТСЯ, "ЭЛИТНАЯ" -- ДЕШЕВЕЕТ

Наблюдавшаяся последнюю неделю тенденция, когда в некоторых регионах исчезали из продажи "народные" марки бензина -- А-76 и А-80 и дизтопливо, которыми заправляется большая часть провинциального "электората", докатилась и до столицы. Вчера на некоторых киевских заправках названные марки моторного топлива отсутствовали. Зато остановились в росте цены на высокооктановые марки бензина.

-- Мало того, кое-где наблюдается даже снижение цены на 92-й -- 98-й бензин, -- комментирует ситуацию Сергей Сапегин, президент научно-технического центра "Психея", специализирующегося на проблемах нефтерынка.

-- Это естественный "маятниковый" откат цен, наступающий после пика ажиотажного спроса, или есть и другие причины?

--Есть, причем несколько. По АЗС сейчас проходят совместные рейды Антимонопольного комитета и Управления ценовой политики, а это заставило розничных торговцев поумерить аппетит. Кроме того, пошли поставки высокооктановых марок бензина из Прибалтики: в масштабах Украины небольшие, но способствующие выравниванию спроса--предложения и, естественно, стабилизации цен.

--Сергей Витальевич, близится уборка урожая, которая потребует очень серьезных "вливаний горючки". Скажется ли это обстоятельство на ценовой динамике свободного рынка, если его вообще можно считать таковым?

-- Серьезного влияния, думаю, уборочная кампания на цены не окажет. Тем не менее, свободный рынок и государственые поставки "горючки", на которые традиционно рассчитывают аграрии -- это сообщающиеся сосуды, а вот как это скажется... Ситуация усугубляется тем, что государство и в посевную-то недодало аграриям треть необходимого топлива -- вероятно, в уборочную также будет некоторый его дефицит. Думаю, государство пойдет на регулирование цен -- да, собственно, уже пошло: на уровне областей и Крыма.

-- Опять активизировался вопрос с передачей России контрольного пакета крупнейшего в стране нефтеперерабатывающего завода -- Лисичанского. Если это произойдет, какие могут быть последствия, прежде всего -- в смысле цен на бензин?

-- Зависит от того, куда будет поставляться готовое топливо. Если исключительно на внешний рынок, как это происходит с Одесским НПЗ, принадлежащим российской компании "Лукойл" -- то на внутренних ценах это изменение собственника никак не отразится, зато может решить проблему российских и немецких долгов ОАО "ЛиНОС". А если лисичанский бензин и на внутренний рынок будет поступать -- опять же, вопрос: из какой нефти произведен этот бензин, по каким ценам и на каких условиях поставленной. Очень хорошо будет, если какую-то часть нефти будет получать из Азербайджана или Казахстана: это позволит Украине диверсифицировать источники ее поступления и не падать каждый раз в ножки России, когда той вздумается перекрыть "кран".

Кстати, на аналогичный вопрос корреспондента "Сегодня" замгендиректора НПО "Укрнефтехимпереработка" Николай Сикорский ответил: "Даже если на Лисичанский НПЗ нефть пойдет на давальческих условиях -- все равно хорошо. Будет наконец загружено производство, появятся рабочие места, люди будут получать зарплату, а бюджет -- отчисления. Да и предложение бензина на внутреннем рынке должно увеличиться".