1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №156 (411) за 21.08.99

"ОБУВАЮТ" НЕ ТОЛЬКО ТАНКИ ДЛЯ ПАРАДА

Как мы уже сообщали, в день 8-й годовщины Независимости Украины по главной улице столицы пройдет танковая рота на Т-64Б и батарея 152-миллиметровых гаубиц МСТА-"С". 40-тонная бронетехника не оставит на Крещатике и следа. И все это благодаря специальным асфальтоходным башмакам, разработанным Харьковским конструкторским бюро им. Морозова совместно с Украинским государственным научно-исследовательским конструкторско-технологическим институтом эластомерных материалов и изделий УНИКТИ "ДИНТЭМ".

Об уникальной для страны разработке мы расспросили директора УНИКТИ "ДИНТЭМ" лауреата Государственной премии, академика Михаила Хорольского.

-- Михаил Степанович, во-первых, прошу простить, что приписал славу создания асфальтоходных башмаков вашим землякам из АО "Днепрошина", а во-вторых, хотелось бы знать, кто возглавлял авторский коллектив создателей уникальной "обуви"?

-- Идея создания асфальтоходных башмаков (АХБ) принадлежит Генеральному конструктору Харьковского конструкторского бюро им. Морозова генерал-лейтенанту М.Борисюку, а воплотили ее в жизнь специалисты ХКБМ им. Морозова (г. Харьков) и УНИКТИ "ДИНТЭМ" (г. Днепропетровск). Авторский же коллектив по разработке технологии и изготовления АХБ возглавил я, как директор института, а первыми помощниками были начальник лаборатории А.Скоков и начальник опытного производства А. Удод.

Менее чем за два месяца разработали конструкцию и изготовили "башмаки" -- свыше 4 тысяч штук. "Обувь" для танков получилась отменной. Один "башмак" при осевой нагрузке выдерживает почти полную массу танка. Раньше АХБ применили для "обувки" украинских танков, которые по межгосударственному контракту были отправлены Украиной Пакистану и там участвовали в военном параде. Но это была другая конструкция.

-- С какой целью был создан ваш институт, назовите наиболее известные в Украине и за рубежом его современные разработки?

-- Для этого нужно вернуться в 60-е годы и вспомнить международную обстановку времен "холодной войны". В деле защиты бывшего Советского Союза одну из главных ролей играли ракетные вооруженные силы с надежным базированием ракет. Тогда перед КБ "Южное" и Южным машиностроительным заводом была поставлена задача: создать новые виды машин с подземным базированием, заданной дальностью полета и гарантийным сроком хранения ракет от 10 лет и более. Вот тут-то и понадобились ракетостроителям новые эластомерные материалы и изделия на их основе.

В 1966 году был создан Днепропетровский филиал НИИ резиновой промышленности с производственной и испытательной базой. Научные исследования были направлены на обеспечение потребности военно-промышленного и ракетно-космического комплексов.

Резино-технические изделия института эксплуатируются в системах различных летательных аппаратов, в том числе на станции "Мир", а также в системах дозаправки топливом и ориентации летательных аппаратов.

Кроме того, впервые в странах СНГ были созданы новые эластомерные материалы, позволившие заменить свинцовые уплотнители резиновыми. Их уже применили для герметизации стыков железобетонных блоков при строительстве тоннелей на станциях метро "Печерская" и "Сырецкая". Разработка новых эластомерных материалов и изделий на их основе стала источником создания новых передовых технологий, о которых знают не только в Украине, но и за ее пределами: в России, Беларуси, Германии, Чехии.

А крупногабаритные многослойные эластичные опорные шарниры, применяемые в высокоэнергетических двигательных установках, могут делать только две страны в мире: США и Украина. Причем, в Украине только УНИКТИ "ДИНТЭМ".