Выпуск газеты Сегодня №108 (363) за 15.06.99
"ДЖАЗ -- ЭТО КОГДА ХОРОШЕМУ ЧЕЛОВЕКУ ПЛОХО, А ПОПСА -- ЭТО КОГДА ПЛОХОМУ ЧЕЛОВЕКУ ХОРОШО"
До сих пор, между прочим, гордится своей первой профессией: когда-то он был врачом и убеждал меня, что до сих пор может поставить любой диагноз.
"ЧЕМ Я ЗАНИМАЛСЯ В ЭТОЙ ЖИЗНИ -- ПОКАЖЕТ ВСКРЫТИЕ"
-- Аркадий Михайлович, вы когда-нибудь пробовали определить свой профессиональный статус: кто вы -- литератор, шоумен, певец, сатирик?
-- А хочется остаться в памяти народной?
-- Это совсем не обязательно. Я отношусь к этому совершенно спокойно, тем более, что этот процесс никак нельзя проконтролировать.
-- Вы достаточно пренебрежительно отзываетесь о попсе. Однако с удовольствием поете на эстраде песню про Гондурас и часто светитесь на всевозможных каналах -- одним словом, ведете себя как типичный попсовик. Ваша телевизионная популярность -- следствие того, что вы "заставляете себя" делать это для карьеры или просто особый вид эксбиционизма?
-- О карьере в данном случае вообще не может идти речь, потому что я никогда не умел ее делать. Что касается шоу-бизнеса и попсы, то мои высказывания об этом не столько презрительные, сколько ироничные. Я всегда обо всем происходящем говорю иронично. Терпеть не могу поучений, постулатов и пафоса.
Вообще, значимость человека в этом мире весьма сомнительна. Для чего мы живем, кто велик, кто нет -- все так относительно... У Айзека Азимова есть замечательный рассказ: муж и жена постоянно ссорятся, ненавидят друг друга, наконец он собирает чемоданы, делает два шага и... падает со стола и разбивается. Оказывается, они просто биороботы для чистки столов -- тогда для чего были все эти страсти? Поэтому я не могу ни презирать, ни чрезмерно восхищаться. Хотя музыку очень люблю -- и попсу, и джаз.
"В ОБЩЕСТВЕ, ГДЕ ВСЕ ПРИОБРЕТАЕТ БЕСПРЕДЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, ПОПСА ТОЖЕ УХОДИТ В БЕСПРЕДЕЛ"
-- Джаз и попсу, мне кажется, так же правомерно сравнивать, как любовь и половой акт...
-- (Смеется.) По большому счету, вы правы, но согласитесь, что побудительные моменты одни и те же.
-- И в этом не уверена.
-- Запомню ваше сравнение и подарю вам еще одно. В Одессе на Юморине нас возил водитель -- человек достаточно молодой. Казалось бы, от попсы он должен тащиться. А он вдруг мне сказал такую вещь: "Знаете, Аркадий Михайлович, какая разница между джазом и попсой? Джаз -- это когда хорошему человеку плохо, а попса -- это когда плохому человеку хорошо".
-- Гениально.
-- Гениально. Хотя, я не хочу сказать, что на эстраде все плохо. Но в обществе, где все приобретает беспредельный характер, попса тоже уходит в беспредел. Девяносто пяти процентам сегодняшних исполнителей место в кабаке.
-- В сущности, в массовой культуре нет ничего плохого, потому что и Пиаф, и Высоцкий, и Пиросмани -- это тоже массовая культура, но другого качества. В конце концов, ваш (и мой тоже) любимый джаз во многих странах -- тоже массовая культура, это здесь он почему-то считается до сих пор музыкой интеллектуалов.
-- Конечно, вы правы. Но и Пиаф, и какой-нибудь Челентано поднимали массы до своего уровня. Володя Высоцкий для меня вообще отдельная тема: чем дольше его нет на свете, тем сильнее я ощущаю его поэтическое величие.
"МОГУ ЗАЙТИСЬ ДО КОМКА В ГОРЛЕ, А ПОТОМ ДУМАТЬ: "ЧЕГО ЭТО Я?"
-- Если бы я вас попросила продолжить фразу "С годами жизнь становится..." , как бы вы ее продолжили?
-- Для меня она становится... Понимаете, я все чаще и чаще задаю себе один и тот же вопрос: зачем мы пришли в этот мир? Для какой высокой или низменной цели? Ведь все же в природе имеет свою целесообразность. Я был в музее и увидел там пушного зверька весом в 20--30 граммов. Пушной зверек, который называется лемминг. Мне о нем практически ничего не могли рассказать кроме того, что лемминг является кормовой базой для всего животного мира Севера. Скажите, для кого мы являемся "кормовой базой"?
-- Для ноосферы, наверное.
-- Вот именно. Может быть, мы тоже для других цивилизаций являемся леммингами. Мы этого не знаем, и уход человека из жизни воспринимаем как трагедию. Потому что привыкаем друг к другу...
-- А вы сентиментальный человек?
-- Не очень... Хотя, при всем своем врачебном цинизме, легко могу расчувствоваться. Меня иногда могут привести в состояние экстаза какое-то словосочетание, взгляд, соприкосновение каких-то моментов. Это каждый раз что-то другое... Могу зайтись до комка в горле, а потом думать:"Чего я завелся-то? Может, я уже в маразм впадаю?".
-- Детство часто вспоминаете?
-- (Грустно.) Угу. Помню, в детстве я страшно рыдал, когда мама купила цыпленка. Он жил у меня на балконе, я за ним ухаживал, а потом пришла пора его резать...
"МНЕ НЕ НРАВИТСЯ СЛОВО "ЛЮБОВЬ"
-- А за любовь или за счастье всегда нужно расплачиваться?
-- (Еще грустнее.) Да... Конечно.
-- И вот когда человек взрослеет и уже знает, что за счастье надо платить, ему труднее позволить себе такую роскошь, как любовь?
-- А разве от нас это зависит? Если речь идет, конечно, о любви. У меня часто спрашивают: какая у вас была самая большая любовь в жизни...
-- Я по возможности стараюсь дурацких вопросов не задавать...
-- Значит, вы все понимаете. На такие вопросы невозможно ответить. Единственное, что я всегда знаю: на сегодняшний день эта женщина представляет для меня самый большой интерес. Но у меня нет никаких гарантий, что так будет и завтра.
-- Аркадий Михайлович, а может взрослый человек выполнять все десять заповедей?
-- Ну... С годами человек должен все больше проникаться этими заповедями. Понимаете ...э-э-э... каждый понимает эти заповеди по-своему. Если возникает по отношению к женщине совершенно необъяснимый импульс...
-- ?!
-- (Жалобно.) Наташ, я просто не люблю слово "любовь"... Так вот, когда возникает ... хорошо, пусть будет любовь!, то это уже не грех.
-- И неужели никогда никому не завидуете (еще один библейский грех)?
-- По хорошему завидую фартовым. Некоторые даже об этом не подозревают, до какой степени они везучие. Причем никогда нельзя понять, за что этому или тому такое везенье...
-- А ни за что. Давлатов, например, считал, что люди уже рождаются бедными и богатыми, равно как и фартовыми, и наоборот...
-- Ну, наверное, вы правы... Другое дело, что фартовые должны ценить свое преимущество, а не воспринимать это как вполне заслуженную медаль. Это так глупо и некрасиво.
-- "Профессиональный болван" -- явление вполне распространенное... Я еще в юности когда-то прочла: "У него было лицо профессионального болвана", и с тех пор мне кажется, что это самое точное определение самодовольства...
-- Очень хорошее определение, но не забудьте, что эти "профессиональные болваны" часто очень известные люди, иногда даже владеющие умами... Так что, Наташенька, фарт разбрасывается... Можно быть одаренным музыкантом и без фарта не стать известным. Можно быть просто не готовым к фарту. Условно говоря, если бы сегодня мне предложили стать главным дирижером Нью-Йоркского симфонического оркестра, это был бы потрясающий фарт, потому что музыку я люблю, но!.. Я был бы не готов к этой ситуации и возможность прошла бы мимо. Мораль: к возможному фарту нужно готовиться всю жизнь.
-- Аркадий Михайлович, тут недавно мне попалась книга Иосифа Раскина "Энциклопедия хулиганствующего ортодокса" с замечательным вашим предисловием, в котором вы на все лады расхваливаете произведение товарища. Так вот, Раскин в этой книге утверждает (извините, из песни слова не выкинешь): "В каждом человеке много говна". Вы согласны?
-- (С некоторой осторожностью.) Хм... Ну, в общем, конечно.
-- Тогда расскажите о собственном: что вы в себе не любите, чего стыдитесь?
-- Я ненавижу в себе неумение жить в условиях нехватки времени. Я плохо концентрируюсь... Поэтому, будучи азартным человеком и обожая шахматы, я никогда не играю блиц. Не могу сосредоточиться. Не могу пребывать в "терминальном состоянии": у меня, как у собаки Павлова, может случиться шок.
-- Но это милый недостаток, а я про "г..." в себе...
-- Вот этого у меня нет.
-- Вот видите, Аркадий Михайлович, насколько литература далека от жизни. Писать легче, чем признаваться... Что с вами в жизни не случилось, и уже поздно, но вы об этом жалеете?
-- Я очень хотел быть музыкантом... Мне кажется, я был бы хорошим джазовым пианистом. Жалею ужасно...
-- Что человека привязывает к жизни?
-- Я очень привязываюсь к людям, вещам, месту. Могу потерять какую-нибудь ничего не стоящую зажигалку -- и буду переживать. Не потому, что я такой жадный, просто я привязываюсь к вещи. "Мое" значит для меня много. Я никогда не беру в долг. Даже пачку сигарет я никогда не покупал на одолженные деньги.