Выпуск газеты Сегодня №167 (422) за 09.09.99
ПРОГУЛКА НА БРОНЕНОСЦЕ ПО САДУ ХУДОЖНИКА КЛЕЙМЕНОВА
Оказывается, и автор думает иначе. Хотя, действительно, в центре его внимания мир ребенка. Художник проиллюстрировал дюжину детских книг в Москве и Киеве. Среди них "Приключения барона Мюнхгаузена", "Сказки Ганса-Христиана Андерсена", "Приключения Винни-Пуха". Когда Владимир побывал в гостях у Бориса Заходера -- известного детского писателя (если кто еще помнит) и русского редактора историй о медвежонке Винни, его работы понравились писателю, и он предложил Владимиру иллюстрировать свои стихи.
-- Что привело вас в полиграфию, и откуда такие "невзрослые" темы для картин?
Люблю общаться с детьми, они так непосредственны в восприятии окружающего мира, и если сфальшивишь -- они это сразу чувствуют. Их фантазия не имеет границ. Вот посмотрите на маму-гепардиху... Это я увидел на рисунке племянницы, как она "уложила" хвост зверя. В природе такого не бывает.
Вообще, я не очень плодовитый: картин десять в год. Одну как-то писал больше года -- не получалась. А потом всего за полчаса завершил. Несколько странно, что в галереях вывешивают одновременно много картин, я вообще сторонник выставки одной картины. У зрителя либо сразу возникает контакт с работой, либо нет.
-- Наверное, это очень приятно, когда картины "продаются"?
-- Мне трудно расставаться со своими работами, они для меня -- как дети. Практически все работы с московских выставок (галереи "Марс", "Федулов-гэлери", "Студии Цергузина") разошлись по миру. Сейчас некоторые из новых можно увидеть в галереях "Олимп" на Красноармейской, "Лада" на Городецкого, а в Москве -- в Центральном Доме художника.
-- А как понять эти загадочные названия: "Обиженный дождем", "Прогулка инфанта Карлоса в моем саду на броненосце"?
-- Названия картин -- это игра со зрителем. У меня есть свой список названий, которые я периодически перечитываю, и если возникает образ в сознании -- начинаю работать над картиной. Но никогда не знаю, что получится -- это ведь таинство. Название -- приглашение к диалогу, оно делает смотрящего соучастником творческого процесса. К примеру: вот "обиженный" плачет оттого, что его зонтик мал, а голова большая -- и он намок, а инфант верхом на броненосце просто гуляет среди комнатных растений.
-- Кстати о растениях. Ваша первая персональная выставка в Киеве была в Ботаническом саду. Это случайное совпадение?
-- Вообще, все мои герои живут среди комнатных растений. Не могу без сада, леса. Я по гороскопу Телец, родился и вырос в Тамбове, поэтому природа -- как бы часть моего внутреннего мира. Затем, когда уже учился в Московской полиграфической академии, познакомился с моей будущей женой. Мы вместе выдумывали разные существа, обитавшие в наших цветах -- всяких "шушунчиков", "таязиков". А сейчас моя мастерская -- на территории ботсада, и когда устаю от промышленных заказов, прогулка по саду восстанавливает творческую энергию. Еще мне нравится рисовать крылатые ракушки. Они -- связь времен. Ракушки существовали от сотворения мира, и останутся навсегда. Кстати, это -- один из символов, роднящих меня с моим любимым режиссером Гринуэем.
-- А вам не хотелось попробовать создать героев для виртуальных игр?
-- Нет. Мой живописный мир сам по себе виртуальный. А хочу я... Работать над детскими книгами, заниматься рекламным дизайном, рисовать картины. Короче, делать то, что мне нравится.