1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №139 (142) за 23.07.98

МОНТСЕРРАТ КАБАЛЬЕ: КУРС -- НА КИЕВ

МОНАСТЫРЬ ПО ИМЕНИ МОНТСЕРРАТ

Она родилась в Барселоне в день советской космонавтики, которой, правда, в 1933 году в помине не было. Родители дали ей имя знаменитого испанского монастыря Монтсеррат, где много веков назад людям явилась Святая Дева Мария. Боясь утратить дитя еще до рождения, они пошли в монастырь, воззвали к Господу и дали обет: если ребенок родится живым и здоровым, он будет крещен по имени монастыря. Так все и произошло. Потом было розовое детство, Монтсеррат Кабалье поступила в лицей, и через 12 лет заслуженной наградой за ее труды была золотая медаль. Так в ее жизни и повелось: что ни сделает -- все на вес золота.

СОПРАНО ЗАМУЖЕМ ЗА ТЕНОРОМ

В 1956-м году она уже пела в Базельской опере партии Тоски, Аиды, Арабеллы и Саломеи. Неплохо для начинающей? Потом были Бремен, Ла Скала, Вена, Барселона, Лиссабон и в 1964-м -- партия в "Манон" Массне. В том же году сопрано Монтсеррат вышла замуж за тенора Бернабе Марти. В последнее время Кабалье стала иногда выступать со своей дочерью Монтсеррат Марти (тоже сопрано) и сыном Бернабе-младшим. Когда слушаешь ее изумительный голос, трудно поверить, что многие годы -- до выступления в Карнеги Холле 20 апреля 1965 года -- Кабалье не признавали мировой звездой. В Нью-Йорке Монтсеррат с триумфом заменила Мэрилин Хорн в продолжавшемся целую ночь концертном представлении Доницетти "Лукреция Борджия". И если бы Доницетти был жив, он был бы безнадежным должником Монтсеррат, вдохнувшей новую жизнь во многие его редко исполняемые оперы. Сейчас тот триумф Кабалье -- одна из легенд оперного искусства. Певицу сразу пригласили в Метрополитен-опера, где она обворожительно спела партию Маргариты в "Фаусте" Гуно.

У ЛА СКАЛА ПРОМАШКА ВЫШЛА

Музыкальные критики любят пересказывать друг другу "анекдот" о том, как в 1960 году, когда Монтсеррат впервые выступала в Ла Скала, у нее была второстепенная роль в "Парсифале" Рихарда Вагнера. Великая певица, в репертуаре которой около 100 опер, поет, конечно, там и сейчас. А кроме Ла Скала -- в Венской опере, Королевской опере Ковент Гарден, Большом театре в Барселоне, Парижской опере, Большом Театре в Москве, на сценах Буэнос-Айреса, Сан-Франциско, Гамбурга... В сольных концертах с Кабалье работали дирижеры Клаудио Аббадо, Риккардо Мути, Зубин Мета, Джеймс Левайн, Герберт фон Караян, Леонард Бернстайн...

"УПРАЖНЕНИЯ В СВОБОДНОЙ ЛЮБВИ"

Как ни странно это могло показаться на первый взгляд, одним из восторженных поклонников певицы оказался лидер группы "Queen" Фредди Меркьюри. Когда в 1986 году испанские телевизионщики спросили Фредди, зачем он приехал в Барселону, тот изумил их: он приехал только ради того, чтобы встретиться с Монтсеррат Кабалье. Его мечта исполнилась, и в марте 1987-го, благодаря стараниям Пино Саглиокко, Кабалье и Меркьюри встретились на ланче в барселонском отеле "Ритц". Фредди приехал не один, а с композитором-аранжировщиком Майком Мораном и менеджером Джимом Бичем. Он готовился к встрече и специально для Монтсеррат написал две песни. Меркьюри исполнил их во время ланча, и певцы сразу решили записать совместный альбом. Их восхищение голосами друг друга было так велико, что они пели, не вставая из-за рояля всю ночь. Через некоторое время Кабалье устроила своим слушателям в лондонском Ковент Гардене сюрприз -- в том числе и присутствовавшему там Меркьюри, исполнив на бис... "Exerсises In Free Love" ("Упражнения в свободной любви"), которую Фредди посвятил ей. Позже на обеде в лондонском доме Меркьюри Монтсеррат попросила его написать песню о ее родной Барселоне. В мае 1987-го он впервые исполнил ее в финале всемирного телешоу "Ибиза-92". Испанская публика встретила эту вещь такой бурной реакцией, что это побудило Монтсеррат и Фредди дать название "Барселона" всему альбому.

"ТРАВИАТА" В ДУХЕ "ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА"

После уникальных скачек в одной упряжке рока и оперы, у певицы появилось множество новых поклонников. Во многом благодаря ей и Лучано Паваротти от оперы стала млеть и молодежь. У Монтсеррат удивительно мягкий и в то же время властный голос. Ее способность вести ноту пианиссимо просто непревзойденна. Музыкальные критики считают Кабалье лучшим сопрано, исполняющим оперы Верди и Доницетти. Из всех великолепных творческих альянсов певицы самым веселым был следующий. Когда Кабалье вместе с Бергонци и Прэтром записывала "Травиату", она постоянно ссорилась с Прэтром насчет темпов: Монтсеррат предпочитала медленный, чтобы мелодические фразы были более долгими, а он все время сердито взмахивал дирижерской палочкой, стараясь ускорить его. Можете представить, что при этом получалось... Лучшей записью певицы считается "Богема", в которой она пела вместе с Доминго и Солти. Дискография звезды включает 80 записей опер, сольных и других концертов. Этот потрясающий голос надо слушать. В 1992 году Монтсеррат Кабалье пела на церемонии открытия XXV Олимпиады в Барселоне. По телевидению это представление смотрели два миллирда человек во всем мире.

Ну и, наконец, как же обойти стороной регалии! У Монтсеррат огромное количество титулов и наград. Она удостоилась высшей награды Испании -- ордена "Dona Isabel La Catolica". Франция наградила ее Крестом Командора Искусств и Литературы.

28 июля судьба улыбнется, наконец, и Киеву -- во Дворце "Украина" состоится концерт великой певицы, и тот, кто не сможет его посетить -- прочтет о нем в газете "Сегодня".